Россия, г. Суздаль,
ул. Кремлёвская, д. 8
Время работы с 7:30-20:00
Cлово митрополита Тихона к 1000-летию града Суздаля

Дорогие братья и сестры, владимирцы и суздальцы!

Город Суздаль, тысячелетие которого широко отмечается в этом году Владимирской митрополией, Русской Православной Церковью и всем русским народом – один из кафедральных центров древней Владимиро-Суздальской епархии. На небольшой территории Суздаля расположено более тридцати храмов и пять иноческих обителей. Он и поныне являет собою образ Святой Руси, когда, по словам историков, главным украшением её земли были монастыри и церкви христианские, свидетели просвещения и высокой культуры.

Первое летописное упоминание Суздаля относится к 1024 году, когда в городе появились волхвы, пытавшиеся возродить язычество. Однако святой благоверный князь Ярослав Мудрый пресёк эти попытки и способствовал утверждению на Суздальской земле спасительной веры Христовой.

С тех пор вся тысячелетняя история Суздаля неразрывно связана с историей Православной Церкви, христианской культуры, российской государственности. Отмечаемая ныне дата – прекрасный повод вспомнить о десяти веках его славного бытия. Главное богатство, слава и честь народа – его люди, созидатели этой цивилизации.

Легендарный основатель Москвы князь Юрий Долгорукий, построивший в XII веке под Суздалем свою великокняжескую резиденцию, на долгие годы определил центральное положение города и всей Владимиро-Суздальской Руси в жизни нашего Отечества. Его деяния продолжил сын – святой князь Андрей Боголюбский (†1174), перенесший во Владимир из Киева духовный и политический центры Руси.

В XIII веке святой князь Александр Невский с этой земли начал свой подвиг защитника и молитвенника нашей страны.

В XIII веке святая преподобная Евфросиния Суздальская, которая прославилась как первая на Руси наставница инокинь и учитель «монашеского делания», спасла свой монастырь – Ризоположенскую обитель – от разорения полчищами хана Батыя.

А в XIV столетии преподобный Евфимий Суздальский – собеседник и сподвижник великого «Игумена земли Русской» святого Сергия Радонежского, основал Спасо-Евфимиев монастырь, который стал одним из крупнейших очагов духовного просвещения на Руси. Именно здесь в XVI веке инок Григорий, известный агиограф и гимнограф, составил жития и церковные службы многим святым Суздальской земли.

В XVII веке в период «Смутного времени», с Суздалем были тесно связаны имена тех, кто сыграл ключевую роль в борьбе с иноплеменными захватчиками, отстаивая православную веру и независимость родной земли. Это архиепископ Суздальский Арсений Элассонский, который в 1612 году, находясь в захваченной польскими войсками Москве, спас Владимирскую икону Божией Матери, спрятав её в надёжном месте. Это преподобный Иоаким Шартомский – иконописец Суздальский, написавший Казанскую-Московскую икону Богородицы, с которой войска Второго народного ополчения освободили столицу от польско-литовских интервентов. Это и князь Дмитрий Пожарский, возглавлявший ополченцев в решительном сражении с иноземцами. Ныне его останки почивают в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля.

Говоря о XVIII веке, нельзя не вспомнить известного подвижника благочестия, неутомимого строителя святых храмов и обителей, и усердного ревнителя строгого иноческого жития святителя Илариона, митрополита Суздальского (†1708), и автора капитального труда «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» священника Ананию Фёдорова.

XIX столетие было ознаменовано возрождением всенародного почитания во Владимирской епархии святителя Феодора – крестителя и первого епископа Суздальского. Церковь именует его «апостолом Суздальской страны».

Воздвигнутое в XX веке богоборцами гонение на Русскую Православную Церковь не миновало и Суздаль. В 1920–30-х годах в Суздале нёс исповедническое служение архимандрит Леонтий (Стасевич). Сначала – как настоятель Спасо-Евфимиева монастыря, потом – как приходский священник в городских храмах. За преданность Церкви Христовой много лет провёл он в местах лишения свободы, смиренно претерпевая скорби и тяготы и являя пример истинно монашеской верности Богу.

В конце XX столетия, когда в нашем Отечестве началось возрождение освящённых веками традиций Православия, в Суздале стала возрождаться церковно-богослужебная жизнь древних храмов и иноческих обителей.

Ныне Суздаль вступает во второе тысячелетие своего исторического бытия, как один из центров русского Православия, как священное место, помогающее нам сохранять Русский мир и гордиться своими великими предками. Этот уникальный вечный город, привлекающий к себе множество богомольцев, паломников и туристов, поистине служит символом величия Святой Руси и незыблемости святой Церкви Христовой на нашей земле!

С праздником! С тысячелетием Суздаля!

Митрополит Владимирский и Суздальский ТИХОН