Россия, г. Суздаль,
ул. Кремлёвская, д. 8
Время работы с 7:30-20:00
Лекция профессора М.В. Шкаровского в семинарии

11 апреля 2024 года по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона во Владимирской духовной семинарии состоялось выступление доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии и общей церковной аспирантуры и докторантуры Михаила Витальевича Шкаровского, автора более 100 книг о русской церковной истории.

Профессор прочитал лекцию о феномене русского духовного зарубежья в XX веке, о том влиянии, которое русская церковная эмиграция оказала на всемирное Православие ознакомлением общественности с русскими вековыми культурными, нравственными и церковными традициями. Как рассказал Михаил Витальевич, русское церковное зарубежье, образовавшееся в 1920-е годы, сумело за рубежом воссоздать многие дореволюционные российские институты и даже развить их. Были организованы: система образования – от начального до богословского, издательства, научные центры, библиотеки, благотворительные заведения и многое другое. И центром всей этой уникальной обширной общественной жизни была Церковь.

Духовное и культурное богатство, сохранявшееся и создававшееся благодаря русской эмиграции, потом во многом было использовано при возрождении православной веры в России в 1990-е годы. Это и церковные традиции, и философско-богословское наследие, которое развивалось, прежде всего, в Сергиевском богословском институте в Париже и в некоторых других русских учебных заведениях. Тут можно вспомнить протоиереев-богословов Сергия Булгакова и Георгия Флоровского; целую плеяду русских философов зарубежья: Бердяева, Шестова, Франка, Ильина, Аверинцева, Лосского и других.

После 1917 года в эмиграции оказалось по разным подсчетам от 2 до 4 млн. жителей бывшей Российской Империи, подавляющее большинство из них были православными. В том числе около 2000 священнослужителей, из них свыше 40 архиереев. Это был уникальный случай в мировой церковной истории – не было  никогда такой большой православной диаспоры со своими пастырями и архипастырями, которые были вынуждены покинуть родину.

Как говорили эмигранты: «Мы не в изгнании, мы в послании». И даже святейший Патриарх Тихон признавался своему ближайшему окружению, что может быть и хорошо, что так много духовенства оказалось за пределами России, что они просветят мир, расскажут им о Православии. Таким образом, феномен русского духовного зарубежья в XX веке заключается в служении христианским истинам, в осведомлении мировой и, в частности, европейской общественности, о многовековых русских духовных и церковных традициях.