19 декабря 2023 года в Сергиевом Посаде в «Семейном центре имени А.И. Мещерякова» (ранее – Детский дом для слепоглухих) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития: К 100-летию Александра Ивановича Мещерякова», в которой принял участие руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному сужению Владимирской епархии иерей Вячеслав Андросов.
Программа конференции состояла из приветственной части, пленарного заседания и шести секций.
В конференции приняли участие ведущие специалисты в области воспитания и обучения слепоглухих детей, коллеги из родственных учреждений, бывшие ученики интерната. Почетными гостями конференции стали внук А.И. Мещерякова Григорий Александрович и его правнук Артем Григорьевич.
С приветственными словами и краткими воспоминаниями выступили Эмилия Ивановна Леонгард, руководитель направления слухоречевого развития сети центров «Радуга звуков», президент «Центра по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей», к.пед.н.; Надежда Владимировна Голован, президент МООИ – общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» и Александр Васильевич Суворов, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», д.психол.н., ученик А.И. Мещерякова.
Открыла пленарное заседание конференции директор Семейного центра им. А.И. Мещерякова Галина Константиновна Епифанова. Она рассказала о современном состоянии изучения и обучения слепоглухих детей, представила методические разработки сотрудников учреждения.
С докладом «Школа «Соколянского-Мещерякова»: в чем ее сила?» выступила Елена Львовна Гончарова, вице-президент Русской ассоциации чтения по вопросам науки и образования, психологии и педагогики чтения детей с различными нарушениями развития, профессор ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», д.психол.н. Она отметила, что основные идеи, предложенные еще в XX веке основоположниками школы, не только не потеряли актуальности, но и становятся все более востребованы для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями.
Вероника Викторовна Леонтьева, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, рассказала о возрождении и преемственности российских практик духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями.
Татьяна Александровна Басилова, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ, к.психол.н., представила доклад «От «классического» слепоглухого к все более «новому»: история и причины изменения состава слепоглухих», где поделилась результатами многолетнего исследования причин слепоглухоты и их влияния на современный состав популяции слепоглухих.
Алина Юрьевна Хохлова, доцент кафедры Специальной психологии и реабилитологии факультета Клинической и специальной психологии МГППУ, к.психол.н., и Седрик Моро, научный сотрудник и доцент Высшего Национального института обучения и исследований для инклюзивного образования (INSEI, г. Сюрен, Франция), представили результаты своего исследования по идентификации особенностей восприятия у детей со слепоглухотой и другими тяжелыми комплексными нарушениями.
Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», к.пед.н. Марина Викторовна Переверзева представила разработанные за последние пять лет при непосредственном участии ИКП методические материалы, системно продолжающие идеи И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова. Она отметила, что принятая в 2022 году федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья впервые на законодательном уровне закрепила необходимость иного подхода к первоначальному периоду обучения ребенка с ТМНР, основанного не на его возрасте, а на уровне сформированности его познавательной деятельности, и необходимость индивидуализации обучения данной категории детей.
Марина Викторовна представила разработанный Институтом коррекционной педагогики интерактивный конструктор для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями, в том числе с интеллектуальными, речевыми двигательными и другими расстройствами, который размещен на сайте ИКП для свободного пользования. Конструктор позволяет разработать ИПКР в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и ФАОП ДО и учитывает особенности коррекционно-развивающей работы при наличии сенсорных нарушений у ребенка.
Марина Васильевна Жигорева, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», д.пед.н., представила аналитический взгляд на понятийно-терминологическую проблему в контексте образования детей с множественными нарушениями, отметив необходимость более точного определения понятия ТМНР.
В заключении пленарного заседания Денис Сергеевич Кулешов, директор АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех», рассказал о современных цифровых и медицинских средствах реабилитации для людей с нарушениями слуха и зрения.
На секционных заседаниях конференции обсуждались вопросы духовно-нравственного попечения о детях и молодых людях с комплексными нарушениями; организации образования, диагностического изучения и обучения лиц с комплексными нарушениями; реабилитации молодых инвалидов и психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с выраженными нарушениями в развитии.
По итогам конференции участники отметили важность сохранения традиций обучения детей со сложными сенсорными нарушениями и необходимость более широкого освещения в педагогическом сообществе практик работы с такими детьми.