В 982 году Великий киевский князь Владимир Святославич совершает поход в земли Северо-Восточной Руси, когда происходит «окняжение» этих удаленных земель. По данным В.Н. Татищева во время этого похода был основан город Суздаль. В своей «Истории Российской”, основанной на недошедших до нас исторических источниках, он пишет, что в 982 году князь Владимир “иде в поле и, покорив землю польскую, град Суздаль утвердил”. Залесье входит в состав древнерусского государства. Возрастая в своих духовных поисках, князь, идя от силы в силу, от темноты язычества восходит к свету Христовой истины. Крещение Руси наложило свою неизгладимую печать на саму душу восточных славян, которые вышли из этой великой купели уже иными, новыми людьми- русскими христианами. Вошли в эту купель и жителя северо-восточной Руси. В лето 988 Великий Киевский князь Владимир Святой «сажает» своего сына князя Бориса в граде Ростове, а князя Глеба – в Муроме. Установление власти Великого князя, «окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией ее жителей. Святая вера Христова из Киева – матери городов Русских, от берегов Днепра распространялась по всем землям Русским. Митрополит Иларион свидетельствовал, что Святой Равноапостольный князь Владимир «заповедал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено было со властию. И в одно время вся земля наша стала славить Христа со Отцом и Святым Духом… Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою”. Крещение Владимиро–Суздальской земли в 990 году явилось этапным событием в истории Владимирского края и было связано с именем князя Владимира Святославича Крестителя. Миссионеры крестили множество людей и воздвигли храмы, совершили хиротонию во пресвитеров и диаконов. Суздальская земля, входившая в состав области Ростовской, была крещена одновременно с Ростовом. Спасительная вера христианская насаждена была при святом Владимире и в Муромской земле. В 991 году учреждается новая епархия. Святитель Феодор, “родом грек” стал первым епископом во Владимиро-Суздальской земле. В конце X века вследствие противления языческих волхвов Святитель вынужден был покинуть Ростов и перейти в Суздаль. Со страниц летописи мы слышим свидетельства об этих событиях: “Прием Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Боговдохновенное учение его, понемногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение”. Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и был погребен в Рождественском соборе г. Суздаля. По церковной традиции Святитель Феодор считается основателем Владимиро-Суздальской епархии. В 18 столетии ключарь собор Рождество Богородицы г. Суздаля Анания Феодоров написал “Историческое собрание о граде Суждале”. Особое место в своем историческом сочинении он уделил личности Святителя Феодора. В частности ключарь Анания Федоров писал: “По крещении святаго равноапостольнаго всероссийскаго великаго князя Владимира в лето 6496 (от Рождества Христова 988), великий святитель и чудотворец Феодор, епископ Суждальский, егоже равноапостольный князь Владимир взял с митрополитом из Греции в Россию, прием паству в Суждале в лето 6498 (от Рождества Христова 990), преставися же и положен бысть в Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы; память его торжественно святая церковь празднует июня 8 числа” После крещения Владимиро-Суздальской Руси начинается строительство христианских храмов и созидание монастырей – училищ благочестия и просвещения. Само создание русской школы связано с крещением Руси в 988 году и личностью князя Владимира Святославича. Летописец Нестор в «Повести временных лет» описывает как князь Владимир приказал отдавать детей для «обучения книжного». По мнению историка протоиерея В.В.Косаткина, высказанному им в «Историческом очерке народного образования в городе Владимире и его области»(1901г.) начало книжного учения во Владимире-на-Клязьме связано с именем основателя города святого Владимира Крестителя. В Суздале строится церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, из дубового леса, покрытая тесом, об одном верхе “ , которая начало свое имеет от святаго равноапостольного великого князя Владимира”, по указанию суздальского церковного историка 18 века ключаря Анании Феодорова. Во Владимире воздвигнут деревянный храм Успения Божией Матери. Влади¬мирский именослов открывается именем древнего града Владимира. Это своего рода лингвистический памятник и историческое свидетельство о судьбоносном времени Крещения Владимиро-Суздальской Руси. Под 990 годом в летописи Авраамки, восходящей к древнему хронографу имеется запись, что в тот год “…пришед из Киева (князь Владимир) в Словенскую землю, и постави град во свое имя Володимер, и постави церковь деревяну святую Богородицу съборную. и спом осыпа, и люди крести, и наместники посади, и прииде в Киев.” Святой равноапостольный великий князь Владимир основал в 990 году город на Клязьме и освятил его своим именем. Основание Владимира неразрывно связано с Крещением и христианизацией северо-восточных земель Руси. Град Владимир на высоких берегах реки Клязьмы был возжжен как светильник христианской веры и благочестия в языческом крае. Древние центры Залесья – Ростов и Муром были известны как города, объединявшие через систему вечевого управления население северо-востока Руси. Вхождение этих земель в состав единого древнерусского государства и установление института великокняжеской власти породили известный сепаратизм местной правящей элиты. Для осуществления поставленной им цели князю необходим был город, население которого оказывало ему всяческое содействие. Таким городом стал Владимир, первые поселенцы, которого были выходцы из Киевской Руси. Само положение города, поставленного над клязьминскими кручами, напоминает златоверхий Киев. Об этом свидетельствуют и названия рек – Рпень, Почайна и Лыбедь, которыми новые жители заменили местные наименования, не дошедшие до нас. На самой высокой точке города (более 50 метров над уровнем Клязьмы) , на кромке береговой кручи по указанию князя Владимира был воздвигнут собор Успения Божией Матери, срубленный из дубовых дерев. Более 165 лет простоял этот храм, заменивший в середине 12 века свои деревянные стены на новые, белокаменные. В Супрасльской летописи указывается, что князь наименовал новый город в «свое имя ветшано». Местоположение города было удачно во всех отношения. В Тверской летописи дается самое точное определения местоположения города: «…на реце на Клязьме, на усть Лыбеди» . Летописец указывает: “В лето 6498. Поиде Володимерь в Словянскую землю и страну Залесскую, и в Суждальстей области и Ростовстей постави град в свое имя Володимерь…”. Основное славянское население Залесского края по данным археолога В.В. Седова принадлежало к племени словен. Важное стратегическое значение Владимира заключаось в том, что из него открывался торговый по Клязьме в Волжскую Булгарию и могли осуществляться связи Среднего и Верхнего Поднепровья со Средней Волгой и Окой. К тому же по близости от Владимира Залесского находился важнейший торговый путь по Волго-Окскому направлению через реки Клязьма и Нерль и далее к озеру Неро, верхнему течению Волги, реке Шексне до Новгорода и Ладоги. Как указывают археологические данные, сохранившиеся курганные могильники и монетные клады, исследования городских валов, здесь уже были поселения людей, оценивших это благоприятное для жительства местоположение. Переселенцы из земли новгородских словен, кривичей и вятичей принесли в Залесье свой способ вести хозяйство, свою организацию социальной жизни и свою племенную религию. В долине реки Рпень, называемой Ярилиной, находилась священная роща Кузянка, где местные язычники-славяне устроили капище своим богам. В настоящее время это место украшает Князь-Владимирский храм. Здесь в долине было совершено крещение местного населения у впадения реки Почайны в Рпень. В дальнейшем на месте крещения владимирцев был воздвигнут Феодоровский монастырь. Около трех столетий идет научный спор о дате основания г. Владимира. По традиции начало многих старых городов Руси связывают с первым упоминанием их в летописях. Применение этого принципа к Владимиру осложнено тем, что в письменных источниках содержатся разные даты. В одних (летописи Никоновская, Воскресенская, Софийская первая и другие) указывается на основание Владимира киевским князем Владимиром Святославичем (Святым) в конце X века. В других (летописи Львовская, Новгородская первая и др.) начало города связывается с именем переяславского князя Владимира Мономаха и относится к 1108 г. Разнобой в летописях перешел в историческую литературу. Различия в датировке отчасти связаны с разным толкованием историками самого понятия “город”. Для одних древний “город” – укрепленный населенный пункт, являвшийся административно-политическим центром округи (волости). Другие же указывали на двоякий смысл этого понятия. Летописи им обозначали как собственно город, так и городовые укрепления. На это указал Д.С. Лихачев. Считая безусловным, что город основан в 990 году, он писал, что “город” по-древнерусски означает не только город как населенный пункт, но и городские стены. Поэтому “поставить город”, “соорудить город” могло чаще всего относиться к строительству стен» . Последние со временем разрушались и требовали возобновления. Поэтому князьям приходилось ставить “город” на одном и том же месте неоднократно, что и зафиксировали летописи. Возможно, так обстояло дело и с Владимиром. Поставленная в 990 г. на берегу Клязьмы Владимиром Крестителем первая крепость обветшала, и последующие князья вынуждены были ее строить заново. Так в летописях появилось известие о строительстве “города” (т.е. городовых стен) переяславским князем Владимиром Мономахом в 1108 г. Археологические исследования указывают, что земляные валы Мономахова города находятся не на материке, а на предшествующему этой постройке культурном слое. В 1992 г. Владимирский городской совет принял решение возвратиться к старой исторической и научно-обоснованной традиции, утраченной по идеологическим соображениям в советский период, считать датой основания Владимира 990 г. Эта официальная дата связывает появление города-крепости на Клязьме с началом христианизации Северо-Восточной Руси, а его имя с личностью князя киевского Владимира Святославича – крестителя Руси . В дальнейшем, промыслом Божиим, Залесская Русь, Волго-Окское междуречье стало местом сохранения великого общерусского религиозного и культурного наследия и формирования великоруссской народности. Этапы русской истории представляют города Киев, Владимир, Москва и Санкт-Петербург. Особое место в этом списке столиц занимает Владимир, связующее звено Руси Киевской и Руси Московской.
Священник Сергий Минин, к.и.н., доцент кафедры философии и религиоведения ВлГУ, преподаватель ВДС