17 июля 2017 Первый молодёжный крестный ход памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского

15 и 16 июля 2017 года по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия прошёл Первый молодёжный крестный ход памяти Андрея Боголюбского. Участниками крестного хода стали молодые люди из православных молодёжных движений.

17 июля 2017 Во Владимире почтили память святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского

16 июля 2017 года в Успенском кафедральном соборе города Владимира состоялись торжества, посвящённые памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Июль
201620172018
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Главная / Проповеди / Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, после Литургии в Никольском Шостьенском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, после Литургии в Никольском Шостьенском монастыре

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее послепасхальное воскресенье именуется Неделей о расслабленном, потому что именно в этот день читается хорошо известное Евангельское повествование об исцелении расслабленного при Овчей купели в Иерусалиме (Ин. 5:1-15). Каждый год там совершалось чудо — ангел Господень возмущал воду, приводил ее в движение, и страдающие различными недугами устремлялись в эту купальню, потому что исцеление распространялось на того, кто первый в нее ступит.

Можно себе представить, каково тяжко страдающему человеку сконцентрировать все силы, чтобы первому достичь вожделенной воды. А зачем это было так устроено Господом? А потому что в этих усилиях проявлялась вера людей, их целеустремленность, их надежда на исцеление. Тот, кто не мог или, может быть, ленился проявить должное усердие, у кого не хватало терпения ожидать это чудо, неизвестно, в какой день приходящее, — не получал исцеления. А у расслабленного, то есть парализованного, вообще не было шансов первым окунуться в купель, ибо он был не в состоянии двигаться сам, а за 38 лет никто не проявил желания помочь несчастному войти в целебные воды. Но Господь Иисус Христос исцеляет этого человека.

Евангельское чтение дает нам возможность именно сегодня подумать о том, есть ли какой-нибудь смысл в человеческих болезнях. Может быть, это просто неудачное стечение физических или генетических обстоятельств, следствие житейских неудач? Или, может быть, болезнь — это бессмыслица? Ведь болезнь вырывает человека из повседневной жизни, ограничивает его возможности. Какая польза может быть в обездвиженных людях? Какая польза может быть от всего того, что обрушилось непонятно почему именно на их голову?

У святого Василия Великого мы находим замечательные слова: «Поражается тело, чтобы спасалась душа». Это и есть ответ всем тем, кто не видит смысла в болезнях и в скорбях, кто считает это случайностью, недоразумением или просто следствием недостаточного развития медицинской науки, которая в представлении таких людей будет когда-нибудь лечить человека от любых болезней. Но уже сегодня наиболее проницательные научные умы, в том числе в сфере медицины, сомневаются в такой перспективе, потому что стремительное научно-техническое развитие сопровождается появлением новых страшных болезней, о которых еще вчера никто не мог помыслить, и те силы, что заложены в человеческий организм, которые мы привыкли называть иммунитетом, перестают работать. То, что происходит с человеком, дает основание полагать, что, несмотря на совершенно замечательное развитие медицинской науки, которая действительно помогает жить дольше и быть здоровее, болезнь никогда не уйдет из человеческой жизни. И объяснить это можно только тем, что болезнь является неким фактором, содействующим духовному росту человека. «Поражается тело, и спасается душа». А почему так? А потому что в болезни человек осознает свою ограниченность. В болезни человек нуждается в помощи, как расслабленный, который не мог сам сойти в воды Овчей купели. Кто-то должен был ему помочь, а значит, расслабленный жил, сознавая свою абсолютную ограниченность.

Что происходит с человеком, его сознанием, его психологией в этих условиях? Возможен путь полного отчаяния: я ограничен, я ничего не могу, я не вижу, или не слышу, или не могу двигаться, или давление поднимается так, что работать не могу, или теряю присутствие духа от нервной реакции на окружающую среду — да мало ли, что может произойти! От всего этого люди страдают, но, с другой стороны, человек, сознающий свою ограниченность, не совершит самого страшного греха. Он не погибнет духовно от гордыни, потому что гордыня, в которой проявляется сама суть греха (ибо диавол есть отец гордости), всегда проистекает от сознания силы, могущества, способностей, внешних данных, от положения, которого мы достигаем в обществе.

Болезнь как ничто иное ставит человека на место. У болящего человека возникает потребность поставить в центр жизни кого-то другого, как расслабленному был нужен тот, кто мог бы помочь ему сойти в спасительные воды. Может быть, это прекрасный врач, на которого начинает надеяться больной, или близкие, которые разделяют его скорбь. Больной словно выводит собственное «я» из центра жизни и уступает этот центр другому. Он начинает жить, вольно или невольно, по заповедям Христовым. А ведь все заповеди нарушаются от того, что в центр жизни вместо Бога и ближнего мы поставляем самих себя и все силы направляем на то, чтобы служить только самим себе, своему процветанию, своей карьере, своему обогащению, обретению власти. Но больной во всем этом более не нуждается. Он не думает о карьере, он не думает о власти. Он освобождается от многих грехов, но, самое главное, нуждаясь в помощи, он кого-то другого поставляет рядом с собой, не столько физически, сколько духовно. Как больные люди смотрят на того, кто приходит к их постели, чтобы им помочь, — с радостью, с надеждой! Свет в окошке — человек, пришедший к больному…

Но ведь никто из людей не помог расслабленному у Овчей купели. Помог ему Бог. И, может быть, самое великое и прекрасное, что происходит в сознании больного человека, — когда он осознает, что его жизнь в руках Божиих. Это происходит, когда человек сознает, что его болезнь смертельна. Мне приходится время от времени посещать больницы, как для взрослых, так и для детей. Чаще всего я встречаюсь с теми, кто болеет именно такими болезнями. Если это дети, то я чувствую себя среди них как в раю. Это святые дети, а их окружают святые родители, которые не бросают этих детей, не отказываются от них, но борются за их жизнь, мобилизуя все возможные силы, которые им подвластны; и чаще всего именно там встречаешься с огромной силы молитвой. Все эти люди уступают в своей жизни центральное место Богу — «поражается тело, чтобы спасалась душа».

Многие святые отцы болезнь называют Божественным посещением. Если человек всегда здоров, если он никогда не чувствует свою ограниченность, то это может проистекать и от богооставленности, особенно если человек злой, не делает ничего доброго, наслаждается своим центральным местом в жизни, расталкивает других локтями, попирает ногами, делает карьеру или борется за обогащение любыми средствами. У такого человека нет никаких внутренних сил, которые могли бы его спасти. Он погибающий человек. И если Господь хочет его спасти — может быть, по молитвам родителей, живых или усопших, по молитвам близких, иногда очень страдающих от такого человека, — то без болезни спасение не происходит. Иногда эта болезнь духовная, срыв в карьере, осознание того, что все, чему служил, — прах и ничего не приносит пользы, — а иногда это физическая болезнь, которая приводит к изменению души больного человека.

Господь — любящий Отец. Он не желает ничьей погибели. Он не ломает ради нашего спасения нашу природу, нашу свободу, Он не превращает нас в винтики некоей огромной машины. Каждый из нас свободен, ибо создан по образу Божию. Но из-за любви Господь часто простирает к нам Свою спасающую руку, и иногда через болезнь приводит к переосмыслению жизни и к обретению путей ко спасению.

Всеми этими смыслами и наполнен сегодняшний день. А вывод очень простой: мы никогда не должны отчаиваться, когда нас посещает болезнь. Мы, конечно, должны употреблять современные средства лечения, обращаться к врачам, но если когда-нибудь почувствуем, что вряд ли нам сможет помочь медицина, то никакого отчаяния быть не должно, а просто нужно вспомнить слова святителя Василия Великого «Поражается тело, чтобы спаслась душа». И да поможет нам Господь именно так встречать трудности в жизни своей, в том числе физическую немощь. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия