Главная / Новости / Слово митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в понедельник Светлой седмицы

Слово митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в понедельник Светлой седмицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братия и сёстры, всех поздравляю со Светоносным праздником Святой Пасхи!

Сегодня мы радуемся тому, что Господь наш Иисус Христос победил смерть, грех, проклятие, которое лежало на роде человеческом, и открыл нам перспективу Вечной жизни. Потому что, когда человек живёт без понятия вечности, его жизнь теряет смысл и значение. Такие люди живут на земле так, как будто с них никто и никогда ничего не спросит, они берут от жизни всё. Это бандиты, убийцы, блудники, развратники. Они наслаждаются жизнью, а православные сдерживают себя Законом Божиим. Стараются и ближнего не обидеть – потому что это грех, и от излишеств и развлечений лишних отказываются – потому что это грех, и в посты от пищи скоромной отказываются – потому что это грех. То есть православные христиане стараются придерживаться постановлений Церкви, блюсти себя и исполнять Закон Божий. И получается, что никакой справедливости в этом мире нет: если одни стараются поступать по совести, и живут плохо, в скорбях и болезнях, то другие живут по законам дьявольским, и живут припеваючи.

И какой тайный смысл происходящего открывается нам именно в дни Пасхи? Открывается, что Господь принёс нам истинную правду, что есть суд Божий, все мы воскреснем, и обязательно дадим ответ о своих делах, поступках, и даже словах и помышлениях. Всех Господь спросит, всего пять вопросов Он задаст нам на Страшном Суде: накормили ли мы голодного, одели ли нагого, посетили ли человека в темнице или в больнице, и за всё это будет спрошено.

Многие из нас ничего великого не могут совершить в свой жизни, а вот дела милосердия, дела любви к окружающим нам людям – всё это нам по силам. И особенно, как говорил преподобный Серафим Саровский для стяжания Святого Духа, важна молитва, через которую надо всегда иметь связь с Богом. И имея общение с Богом, мы всего можем добиться и получить всё, что нам необходимо для подготовки к Вечности.

Сегодня мы привезли в этот храм мощи святителя Феодора, первого епископа Суздальского. Этот святой приехал в свите первого митрополита Михаила в Киев. После того как равноапостольный князь Владимир принял Крещение, из Греции приехало много духовенства. Великий князь для проповеди Православия объехал многие русские города, которые ему были подчинены, и везде ставил епископов.

Вот так в его свите оказался епископ Феодор, который был простым священником и монахом, его рукоположили и поставили епископом в Суздале. Вместе с князем Владимиром он потом побывал и во Владимире. Вы знаете, за Успенским собором есть памятник: на коне сидит равноапостольный князь Владимир и рядом с ним святитель Феодор. Вот они были крестителями древних городов на Владимирщине.

И что же изменилось? Ну, казалось языческая Русь, даже до наших времён в некоторых местах сохранились языческие жертвенники. В селе Богослово, по дороге на Юрьев-Польский, поставили поклонный Крест около храма на языческом жертвеннике. Так вот приехал епископ. Что может один человек сделать для целого народа? А оказывается, всё стало иначе. Жизнь стала совершенно другой. Начали открываться храмы, монастыри. При каждом монастыре, при каждом храме воскресная школа. В школах открылись библиотеки, стала изучаться церковная музыка, богословие, философия, появились другие учебники.

Жизнь народа стала меняться. Из грубых и жестоких язычников, охотников и рыболовов стали вырастать богословы, ученые, люди высокого христианского сознания и высокого нравственного поведения. Те люди, которые готовились для Вечности. И не просто они были образованными, главное – они стали общаться с Истинным Богом, не с языческими истуканами, а с Истинным Богом, от которого получали просвещение. И вот мы праздник Крещения Господня называем день Светов, день Просвещения, потому что при крещении Благодать Божия сходила на людей, и они становились жителями Небесного Царства. Надо было только оставшуюся жизнь прожить как свидетели Христовы, неся крест Христианской жизни через всё своё бытие.

Как стал именовать себя наш русский народ? Они стали называть себя крестьянами, то есть крещёными людьми, христианами. И это уже означало, что народное сознание совершенно поменялось. Кто в этом был повинен? Святитель Феодор, мощи которого мы принесли сегодня сюда. Он сейчас пребывает своими мощами на Суздальской земле, хотя при жизни его неоднократно выгоняли, издевались над ним наши язычники-предки, но всё равно победила спасительная Христианская вера, которую мы до сих пор стараемся хранить и передавать нашим потомкам.

Я служил недавно в Собинке Великим постом. В храме пономарил мальчик лет десяти, серьёзный такой. И вот я спрашиваю у него: «Что же главное в нашей жизни?» А он не задумываясь отвечает: «Хранить веру Православную!» Вот что сказал ребёнок. Если задаю такие вопросы взрослым, то они теряются, начинают в мыслях перебирать, что там главное – жизнь, здоровье.

А вот видите, какие дети у нас подрастают, они будут нашими последователями и хранителями Православной веры. Это и радует, потому что Православная вера на нас не исчезнет. После нас многие другие люди будут приходить в Царство Небесное, принимая эту спасительную Православную веру. Наших правителей, хранителей этой веры, называли благоверными князьями. И тех, кто эту веру в своей жизни воплощал, называли подвижниками благочестия. То есть это то условие, которое ведёт в Царство Небесное.

В других странах этого уже почти не осталось. Заграницей все христиане уже давно считают, что Истинная вера хранится только в России, а на Западе только политика и никакой веры давно уже нет. Остались, конечно, благочестивые священники и миряне – в каждом народе есть люди, творящие добро, но всё-таки именно здесь, на Руси, несмотря на все наши беды и заблуждения, хранится спасительная Православная вера. И дай Бог, чтобы и мы получили здесь по этой вере, и наши потомки чтобы пришли к Богу и наследовали Царство Небесное. Аминь. Христос Воскресе!