23 ноября 2019 Во Владимире прошла акция памяти краеведа Василия Добронравова

21 ноября 2019 года, в день 100-летия со дня кончины Василия Добронравова, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил заупокойную литию на Князь-Владимирском кладбище города Владимира.

22 ноября 2019 В Михайлов день митрополит Тихон совершил праздничный молебен в храме Архангела Михаила на Студеной горе

21 ноября 2019 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил праздничный молебен в храме Архангела Михаила на Студёной горе.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Ноябрь
201820192020
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Главная / Новости / В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Тихон возглавил вечернее богослужение в Свято-Боголюбском монастыре

В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Тихон возглавил вечернее богослужение в Свято-Боголюбском монастыре

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное
14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон возглавил вечернее богослужение с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Свято-Боголюбском женском монастыре.
«Великий покаянный Канон» святого  Андрея, архиепископа Критского, представляет собой драгоценное наследие литургического богословия Православной Церкви. Он содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в Первую и Пятую седмицы Великого поста. Нить мыслей святого Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека уклоняться зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния. 
Канон – это пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние.
Путь монашеского подвига – это также путь покаяния. Поэтому как завершение четырехдневного чтения покаянного Канона, по окончании вечернего богослужения в обители состоялся чин пострижения в рясофор. Иноческий постриг троих насельниц монастыря совершил сам митрополит Тихон.
Промыслительно, что этот день – начало нового года по древнему Византийскому летосчислению – был освящен служением в обители правящего архиерея. Ведь до 1492 года (7000 лет от сотворения мира) 14 марта (по старому стилю 1 марта) на Руси встречали Новый год. Эта традиция пришла к нам вместе с христианством и юлианским календарем. Именно в этот день – на день памяти святой мученицы Евдокии – высаживали рассаду, начинали подготовку работ к посевной в ожидании хорошего урожая. Можно сравнить чин пострижения с той духовной рассадой, которая насаждается «во дворех святых», чтобы принести по Евангелию «плод сторицею».
Потрудимся же и мы взойти по ступеням деятельного восхождения и разумного восшествия, заботливо указанным нам пастырем святым Андреем Критским и как пояснил митрополит Тихон в произнесенной им после совершения иноческого пострига назидательной проповеди.
По окончании иноческого пострижения Его Высокопреосвященство сказал: "Поздравляю всех с первым иноческим постригом в этом году, который сейчас мы совершили. Конечно, хорошо, что у вас большой монастырь и много сестер, и все они составляют единую монашескую душу, и стремятся все вместе к Царству Небесному. Хотелось, чтобы меньше было ссор, разделений, нестроений в наших монастырях. К сожалению, приходящие в монастырь и весь мир приносят с собой. Поэтому подвиги, молитвы, труды – дни, проведенные в обители, должны послужить к нашему духовному совершенствованию и очищению от страстей. И никто еще не знает, как сложится жизнь, может быть, мы и не в монастырях будем жить: плохо будешь себя вести – выгонят, хорошо будешь себя вести – тоже выгонят, потому что тем, которые достигает успехов в духовной жизни, обычно Господь дает скорбный путь страдания.
 Мы читаем про оптинских старцев, что всегда самых успешных, самых ревностных старцев выгоняли из монастыря. И они с пением «Достойно есть» уносили с собой икону и выходили из монастыря. Вы знаете про старца Амвросия Оптинского, что он уже лежал на смертном одре, а архиерей ехал, чтобы выгнать его из Шамординского монастыря… Поэтому давайте стараться помогать друг другу спасаться, а не мешать, давайте откладывать, как мы отложили сегодня пострижением волос, все свои страсти, похоти, все, что мы должны оставить за воротами святой обители. В монастыре должна быть другая жизнь. Вам дается звание инокини, то есть той, невесты Божией, которая будет жить иначе (не так, как мирские женщины), которая вся будет устремлена к Царству Небесному. Поэтому старайтесь и службы всегда посещать. Святые отцы говорили: «На службу беги как на пожар». Учитесь молитве, потому что Бог дает молитву молящемуся. И тот, кто занимается молитвой, он достигает успеха. 
Монашеское житие особое. На Украине монахинь называют постницы. Мирские женщины, если увидят монахинь в храме, подходят к ним и просят прощения и молитв. И монахини чувствуют на себе эту ответственность, что они не только сами должны преуспеть в молитве, но и молиться за весь мир. И хотя мы уходим от мира, но мир берет свое. И борьба остается – и с помыслами, и с чувствами своими, и с теми грехами и пороками, которые мы приобрели в мирской жизни. И надо все это врачевать силой Божией, благодатью Святого Духа. Поэтому мы все время должны просить об этом в молитве.
Само слово «религия» означает связь с Богом. И мы вот эту ниточку-связь  должны наладить. И от своих стариц должны приобрести этот навык в молитве, навык послушания воле другого человека, Воле Бога. Это тоже очень важно: человек, когда учится жить по воле другого человека, он живет по воле Божией. Я вот спрашивал у отцов: «Как узнать, какая Воля Божия. Вот меня куда-то посылают, надо ли соглашаться, надо ли смиряться?» А отцы всегда говорили так: «Начальство посылает, значит, есть Воля Божия». И поэтому нельзя роптать, ведь как говорят святые отцы: «Пороптал – перечеркнул всю свою прежнюю жизнь». Все, что ты приобрел, все уничтожает ропот, поэтому в монастыре не должно быть ропота. Духовный человек он всем доволен: и пищей, и одеждой, и келией своей доволен, и игуменией, и сестрами. Надо приобрести это миролюбие, просить у Бога рассуждения. Как говорят святые отцы: кто обрел рассуждение, тот обрел спасение.
Особенно старайтесь проявлять друг к другу уважение, любовь, ведь мы говорим: «Люблю всех!» Но так ли это. Ведь любовь, прежде всего, христианское чувство, которое включает в себя жертвенный подвиг, милосердие, сострадание, сочувствие, прощение, взаимопомощь. Поэтому вот это все мы должны себе постоянно напоминать. Преподобный Арсений Великий на дверях своей келии в пустыне написал слова: «Арсений, для чего ты сюда пришел? Отдыхать, кушать? Нет, ты пришел спасться, молиться, поститься. Так что молись, постись, спасайся».
 Так что оказывается, надо себе все время напоминать. Враг такое забвение на человека может наводить, что тот забывает, куда он пришел, где какие одежды он принял, какие обеты дал. Все забывается, думаешь, время жизни короткое, поживу в удовольствие. И даже в монастыре можно устроиться комфортно, можно ходить на послушание, и можно, так сказать, грубить своим сестрам и окружающим, и ничего за это не получить. 
Поэтому старайтесь, чтобы не послушание вас искало, а вы искали послушание, чтобы вы проявляли эту любовь к обители святой. Какое же счастье трудиться на благо других сестер, и какая это радость, когда ты можешь проявить свое христианское чувство. Как говорил богослов и философ Розанов: «Доброе дело приносит пользы больше тому, кто делает, нежели тому, кому мы делаем», потому что мы тренируем чувство человеколюбия.
Чем больше человек делает пусть маленьких, но добрых дел для тех людей, которые нас окружают, тем больше любовь Божия поселяется в нашем сердце. И человек преображается под действием благодати Божией, под действием этого великого чувства любви и сострадания к людям. Поэтому, дорогие сестры, я обращаюсь к тем, кто принял сегодня этот иноческий постриг, спешите совершенствоваться, спешите трудиться, потому что впереди еще монашество, а дальше еще и схима. Собственно, схима – это и есть истинное монашество и все монахи должны умирать в схимническом звании. Мы знаем, что даже великие князья наши и княгини, которые в этой земле упокоились, еще в самом зарождении Московской Руси, они все принимали схимнический постриг, чтобы завершить свой земной путь достойно. 
В греческих монастырях и на Афоне молодые юноши уже в 30 лет принимают схиму! И стараются жить смолоду так, чтобы одежды, которые дает Божия Матерь, не осквернить. Но, конечно, молодому человеку, особенно в наше время, сложно прожить в чистоте всю свою жизнь. Поэтому русские монахи разбили по этапам монашеский путь – иночество, потом мантия, потом схима. Если человек пришел в монастырь в молодости, редко кто проживет в чистоте все эти годы до старости, а в поэтапном пострижении есть возможность еще раз произнести обеты, еще раз принести покаяние и обещание перед Богом. И ради этих обещаний Господь дает человеку силы противостоять всей силе вражией. 
Будут постригать в мантию – вы знаете, какие там читаются молитвы и призывается благодать, чтобы человек мог противостать всем силам злобы. Конечно, это трудная борьба, которую может и не заметно со стороны, но человек ощущает, против кого он вышел воевать. И, говорит преподобный Ефрем Сирин: «На поле боя приходится и наносить удары, и самому принимать удары». Надо понимать, что человек может и согрешить, и отступить, но нельзя допускать, чтобы это падение было смертельным, чтобы не впала душа в отчаяние и на покаяние сил не осталось. Чтобы не отчаивались, что Господь не простит. Господь простит, ведь пока человек живой – все можно исправить покаянием. Нельзя, чтобы жизнь состояла из одних падений: упал – восстал, понял, что не туда пошел, и уже на этот греховный путь не возвращаться.
И, поэтому, конечно, редкие люди, единицы, мы их называем старцами, святыми, которые прошли через всю жизнь достойно и от всех жизненных трудностей, как золото в горниле очистились и стали угодными Господу. А у остальных, конечно, всякие бывают отступления и падения. Но для нас Церковь приводит пример преподобной  Марии Египетской, той женщины, которая вела совсем не христианский образ жизни. Однако и для нее не было закрыто покаяние. Матерь Божия ей все простила и восстановила от падений, да так, что она и по Иордану ходила, как по суху. Преподобная Мария Египетская стала великой святой, которой теперь весь мир христианский молится и призывает ее в молитвах, особенно в дни Великого поста – Святой Четыредесятницы.
Желаю вам, дорогие сестры, успехов в вашей духовной жизни. Желаю, чтобы Матерь Божия Сама Своим Покровом покрывала вас и вела по пути спасения. Чтобы ничто ни справа, ни слева не помешало вам и не отвлекло от Христа. Чтобы этот путь ко Господу был прямым и правильным. Да хранит вас Господь молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! С монашеским праздником вас всех, с постригом! Аминь".
Монахиня Евпраксия Давидовская.
Свято-Боголюбский женский монастырь.
Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности