31 января 2023 Курсы для наставников Братства православных следопытов

В рамках Рождественских чтений во Владимирской епархии на территории АТК «Богдарня» Синодальным отделом по работе с молодежью с 23 по 27 января были организованы курсы для наставников Братства православных следопытов

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Февраль
202220232024
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272812345
6789101112

Главная / Новости / Слово митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в день памяти святителя Василия Великого в Свято-Васильевском монастыре г.Суздаля. 14.01.2023г.

Слово митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в день памяти святителя Василия Великого в Свято-Васильевском монастыре г.Суздаля. 14.01.2023г.

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, матушки игумении, братия и сестры! Всех поздравляю с престольным праздником этого святого храма – с днём памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской. Кто интересуется историей, знает, что это древнейший пещерный город. Теперь это территория Турции, город Кайсери.

Мы чтим память святителя Василия Великого, аскета и подвижника духовной жизни. Его современником и сподвижником был святитель Григорий Богослов, в ту же эпоху – в IV веке, только чуть позднее, жил и третий великий светильник Церкви святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Василий Великий родился около 330 года в правление императора Константина Великого. В то время была повсюду распространена ересь Ария, которая хоть и была побеждена в 325 году на I Вселенском соборе, но фактически ещё долгое время сотрясала Церковь Христову. Святитель Василий Великий, уже будучи епископом Кесарийским, безбоязненно обличал императора-арианина Валента и архиереев-ариан, оставаясь практически единственным православным епископом. Большинство приняло ересь Ария, ведь даже всеми нами почитаемый святой император Константин Великий крещён был от епископа-арианина. Но поскольку Арий тогда ещё не был осуждён, то Церковь признаёт это крещение.

Святитель Василий Великий составил полный Чин Божественной литургии, которую мы совершили сегодня. Мы её также служим по воскресным дням Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники. Конечно, миряне не могут слышать читаемые в алтаре тайные молитвы, составленные Василием Великим, которые полны глубочайшего смысла. Наш русский философ-богослов священник Павел Флоренский на некоторые моменты литургии Василия Великого составил целые богословские трактаты, в которых раскрывается вся глубина этого священнодействия.

У святителя Василия было много разных богодухновенных трудов и книг. Он сам, будучи подвижником и аскетом, написал Устав монашеского жительства, составил Чин исповеди, в котором написано не только как правильно надо исповедоваться, но и какое наказание следует за каждый грех.

Мы, современные люди, вышли из атеистического советского времени и кособоко крестимся, как говорили старые священники. Поэтому многие халатно относятся к исповеди, а сейчас ещё под давлением Греческой Церкви некоторые говорят, что вообще исповедь не нужна. Мол, достаточно раз в месяц к духовнику подойти, рассказать ему о грехах и причащайся когда хочешь. Это ложь. Господь начал Своё служение и проповедь Иоанн Креститель со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Мы когда причащаемся, то уже входим в Царство Небесное, потому что принимаем Тело и Кровь Спасителя, Который и есть Царь Небесного Царствия. А вот когда без исповеди приступаем к причащению, мы осуждаемся, потому что нам ещё не прощены грехи.

Святые отцы говорили, что сердце – вместилище Царства Божиего. Сюда должна прийти благодать Христова. И если сердце не очищено, если тут, как в Вифлеемской пещере, и скот, и солома, и ясли, и навоз от животных вместо подготовленного вместилища для принятия Христа, то благодать только касается и уходит, ей места у нас нет. А надо всех этих скотов: волов, ослов, козлов вывести из сердца и открыть, очистить это вместилище для Христа. Как пророк Давид молился: «Сердце чисто созижди во мне Боже» (Пс. 50:11). Господь в Нагорной проповеди учил заповедям Блаженств: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Это для нас говорится, чтобы мы приняли Христа.

Мы радуемся Рождеству Христову, Крещению Господню, радуемся праздникам угодников Божиих. Святые показывают нам, какой путь скорбей и очищения надо пройти, как нужно потрудиться, чтобы Господь нам дал чистое сердце, и тогда можно будет надеяться, что Он придёт и посетит наше сердце. А так что общего у чистоты с нечистотой, какое общение Неба с грязью? Этого быть не может. Поэтому отцы всегда и говорили о нравственной чистоте, особенно о соблюдении заповедей.

Современные еретики-раскольники, которые сейчас во множестве появились на Украине, отменяют и упрощают правила и указания, выдумывают своё. Мы должны это понимать – кто управляет Украиной, какой они веры и почему предлагают создать Православную Церковь Украины!

У католиков папа считается главой Церкви, а у нас, православных, Господь Иисус Христос – Глава Церкви, и вдруг вместо Христа президент обещает создать «единую настоящую» Церковь! Как сказано, имеющий ум, да разумеет. Мы сегодня говорим о том, что страна наша находится в тяжёлом положении, да и всё человечество.

Посмотрите, 52 страны выступили против нашей Православной России. Кто бывал на Западе, тот видел, как там все чистенько, ухожено, везде газоны, клумбочки, дороги хорошие. Спросили как-то об этом у профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, почему мы не можем такое в России устроить: везде мусор, дороги плохие, вот на Западе всё так красиво. Алексей Ильич ответил: «Покойника всегда украшают. Запад потерял духовную жизнь, потерял Христа!» Они пошли за материальным благополучием, за красивой внешностью, но за ней – пустота, смерть духовная. Почитайте про святых отцов-подвижников, как они всё отвергали: вкусную пищу, красивую одежду, хорошее жилище, чтобы только благодать Божию привлечь и достичь Царства Небесного – в первую очередь заботились о душе.

Сам Христос показал нам этот путь смирения, уничижения, терпения, поругания – вот он, путь христианской жизни, а если мы со всеми нечестивыми будем стремиться к тому, чтобы жить роскошно, то скажет нам Господь: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25). Какое тебе Царство Небесное?

Царство Небесное даётся подвижникам, тем, кто ущемлял себя во всём, кто ради Господа отказывался от прелестей этой земной жизни. Почему для нас пример монашествующие? Да потому что они отреклись от многих жизненных удовольствий. Поэтому монашествующие для нас лидеры и пример в духовной жизни, даже если может ещё и несовершенные люди, но стремятся к святости и являют собой пример отвержения этих земных временных благ ради Царства Небесного.

В тропаре праздника Рождества Христова поётся: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет Разума». Оказывается, думать надо, просвещать разум. Счастье, когда наш разум просвещён, и мы понимаем истинную цель и смысл жизни – для чего и как мы живём, что делаем для спасения.

Мирское всё скоротечно, жизнь быстро пролетает, вы все взрослые люди, сами это понимаете. Многие мечтают – вот поживу счастливо, семью хорошую создам. Не заблуждайтесь, вы никогда не сможете создать хорошую семью, если у вас на первом месте деньги и какие-то другие материальные ценности. Чтобы была хорошая семья, это надо быть как святые Петр и Феврония – надо уметь терпеть и смиряться. Некоторые выйдут замуж, а потом плачут, как трудно им жить. А что ты думала, только монахам тяжело? Семейным ещё тяжелее – нужно терпеть другого человека, всю жизнь быть рядом с ним и носить немощи друг друга. Может, этот человек даже недостоин человеческого звания, а с ним рядом надо прожить всю жизнь. Современные люди не хотят нести крест семейной жизни, терпеть, детей рожать – все ищут развлечений. Поэтому у нас количество разводов превышает количество браков, количество смертей превышает количество рождённых. В современном обществе православному человеку особенно трудно выжить.

Проводя встречи с молодёжью и учителями в школах, вузах, на приходах, замечаю, как пагубно влияет мирская мода на людей. Порой, на директоров школ страшно смотреть, так одеты, а уж дети приходят: у одной голова в фиолетовой краске, у другой в желтой, третья синей краской выкрашена. Эти дети – пустышки, думают только о внешности, у них кроме желания выделиться ничего нет. Они, наверно, поверили, что человек произошёл от обезьяны, и поэтому подражают своим предкам. Когда мы говорим, что мы произошли от Бога, от Высшего Разума, Который ныне пришёл наполнить благодатью землю, освятить мир, просветить разум человеческий – они этого не знают и знать не хотят. Девушки думают, что весь смысл жизни только в том, чтобы удачно выйти замуж. А её будущий муж думает, как бы жену найти хорошую богатую. И всё это сказывается потом, так как молодые люди не думают об ответственности брака, что они должны дать жизнь новому поколению разумных существ – людей. А как эти дети будут выживать в этом мире? Ведь их надо воспитывать гражданами будущего Царства Небесного.

Современной молодёжи неинтересно, есть ли какие-то правила и советы, которые сохранились от наших бабушек и дедушек. В наших школах до сих пор дети учатся по учебникам, составленным американцами. Родители на это не обращают внимания, а только потом, когда начинают ходить в церковь, говорят, что у нас дети как сумасшедшие, как с ними справляться. А всё потому, что у нас система образования в школах проамериканская. Американцы всю жизнь были наши первые враги. Приведу вам пример из истории. Наш крейсер «Варяг» бился с четырнадцатью японскими боевыми кораблями. И, конечно, они его подбили. Моряки наши стали тонуть в водах холодного моря, а на рейде в Порт-Артуре стояло несколько кораблей из разных стран – Франции, Англии и других. Все вышли спасать русских моряков, как это и положено по морскому уставу – спасать утопающих, независимо от того, кто терпит крушение. Все помогли, кроме американцев. Это был 1905 год. Вот вам, пожалуйста. И до сих пор они, так сказать, только спят и видят, как захватить наши земли, ресурсы и сырьё.

Нужно понимать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Самим надо молиться, трудиться, делать добро окружающим людям, тогда можно ещё надеяться на милость Божию. Ну и конечно, самое главное – каяться. Правильно созидать свое спасение, которое начинается с покаяния. Вот готовимся на исповедь – сели и подумали, что за последнее время совершили, на бумажечку записали, пришли к духовнику – батюшка, каюсь, совершил вот это и это. Священник молитву прочитал: «Прощаю и разрешаю».

Вроде и немного требуется от нас, а людям и это оказывается трудно. Грехов натворят, а потом не знают, как идти каяться. И многие из духовенства сейчас благословляют причащаться без исповеди. Но запомните – это причащение в осуждение, к болезни. Никакой пользы от этого не будет. Мы, конечно, можем обмануть духовенство, архиереев, но Бога не обманешь! Господь – Всевидящее Око, Его обмануть невозможно, как бы мы ни исхитрялись. Один батюшка говорил: «Если не хотите исполнять закон Христов – как хотите, воля ваша. Никто вас не принуждает, это же личное, это же по доброй воле берём на себя крест ради Христа». Христос же не говорил, что мы обязываемся. Нет, Он сказал: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф.16:24). Этот крест мы должны пронести с достоинством, потому что это христианский крест.

Мало кто знает из нас, православных, что же означает Крест Христов. Это Всемирная Жертва, жертвенная любовь Господа нашего Иисуса Христа, положившего жизнь Свою ради спасения людей. Поэтому когда атеисты разрушали храмы, то первым делом скидывали кресты, потому что это символ истинной любви Бога к человеку.

Но ради Вечности мы должны положить на весы своей жизни все за и против. Мы должны понимать, что не просто так нам предлагают хорошую западную жизнь, сытую-довольную, а за наши души. Душу продадите в ад – будете богаты. Нас, верующих, осталось немного, видите, сколько ходит в храм, в воскресный день чуть побольше приходит. А некоторые вообще не понимают, в чём смысл жизни. Даже у школьных учителей спрашиваю на встречах: «Есть ли вопросы?». Нет, они всё знают, но это ещё не означает, что они действительно обладают истинными знаниями.

На самом деле о духовной жизни они в большинстве своём ничего не понимают. Это люди, которые восприняли атеистическую норму жизни, которые стараются грех ввести в норму жизни, не бороться с ним, а, наоборот его узаконить, чтобы ни у кого совесть не отягощалась. А если понятия о Вечности нет, то все вырождается. Посмотрите, во что превращается культура, литература, живопись. Есть такая шутка: Малевич написал картину «Черный квадрат» и за миллион долларов ее купила Третьяковская галерея. Она висела десять лет, а потом оказалось перевёрнута. Пришлось перевешивать.

Жизнь проходит быстро, а, как говорится в Апокалипсисе: «Кто имеет ум, сочти число зверя» (Откр. 13:18). Так что нам надо думать об этом, понимать, что происходит, и разобраться в себе: что я думаю, какие у меня ценности. Человек должен понять, принять и полюбить Христа. Но эта любовь Христова будет взвешена на весах Вечности. И, как говорили святые отцы, наши вера, надежда, любовь будут проверены кровью, слезами и страданиями. Вот что и происходит сейчас на Украине, и мы будем испытаны. Не думайте, что у нас всё будет спокойно, и мы отсидимся. Каждое поколение проверяется. Господь попускает всем свои испытания.

Вот пришли к тебе атеисты и сказали: «Проверим, как ты любишь Господа». Ребра тебе переломали и спрашивают: «А сейчас любишь Христа?» И такое было не так давно во времена гонений. Вот и тогда мы должны остаться непреклонными. Да мало ли что нам предлагает жизнь, мало ли что нам предлагают безбожники. Самое главное – Христос. Вот я вчера спросил мальчика в алтаре, что самое главное в жизни и он сказал – вера. Значит, он слышал это от других, дружит с хорошими людьми, которые исполняют Закон Христов, воспитан благочестивыми родителями. Многое закладывается в детстве.

В прошлом году мы праздновали юбилей святителя Афанасия. Он когда ещё маленьким был, уже говорил, что станет архиереем. Даже фотоснимок сохранился, как он с архиерейским посохом. Господь открывает каждому человеку многое в самом начале его жизни, самое главное – чтобы человек не прельстился скоротечными красотами этого мира, а исполнил то Божие предназначение, на которое каждого из нас благословил Христос, чтобы мы стали жителями Его Небесного Царства. Поэтому дай Бог всем нам понять, что же такое грех, привлечь благодать Божию, которая «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» и возводит человека в ранг богоподобных существ. Аминь. Спаси Господи!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности