6 декабря 2022 Празднование благоверному великому князю Александру Невскому

В день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия, и святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского, митрополит Тихон возглавил Божественную литургию в Богородице-Рождественском монастыре

6 декабря 2022 Состоялась секция Рождественских чтений Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии 23 ноября 2022 года в актовом зале Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии состоялась секция Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Декабрь
202120222023
пнвтсрчтптсбвс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678

Главная / Новости / Слово митрополита Тихона в Свято-Параскевинском храме села Великодворье в день памяти священноисповедника Петра Чельцова, пресвитера Великодворского

Слово митрополита Тихона в Свято-Параскевинском храме села Великодворье в день памяти священноисповедника Петра Чельцова, пресвитера Великодворского

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры, всех поздравляю с праздничным днём.

Сегодня мы начинаем наш миссионерский путь по всем районам Владимирской епархии с частицей мощей святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Промыслительно, что полагаем начало его здесь, в Великодворье, где подвизался еще один светильник Владимирской земли – праведный отец Пётр Великодворский (Чельцов).

Для нас, нового поколения, очень важно чтить память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Многие из вас хорошо знают жития наших новопрославленных святых и святителя Афанасия, и отца Петра. К 50-летнему юбилею со дня кончины отца Петра Чельцова мы издали брошюру с его подробным жизнеописанием. Можете приобрести ее в церковной лавке. Многочисленные родственники отца Петра предоставили сохранившиеся фотографии и документы тех лет. Хотя, казалось бы, это было недавно, но всё-таки полвека уже прошло со дня его кончины – многое забыто и утеряно. Остался этот храм – это намоленное место, и отцом Петром, и другими служившими и молившимися здесь подвижниками благочестия.

Некоторые священнослужители Владимирской епархии в детстве вместе с бабушками и мамами приезжали сюда на службы к отцу Петру. Они рассказывали, что было тяжело добираться, прямой дороги не было, ее сделали уже к 1980 году. Надо было ехать поездом, идти лесной дорогой пешком и здесь ночевать или, вернее, досыпать. В 5 часов утра каждый день отец Пётр уже начинал Божественную литургию. Народу в храм набивалось, наверное, так же, как сейчас – до 500 человек было причастников. В два часа дня он утомлённый только шёл домой, чтобы попить чайку.

Отец Пётр всё время занимался с людьми, никогда не роптал. Наоборот, всегда старался всем помочь, наставить на правильный путь. В брошюре про него вы можете почитать, как он назидал своих пасомых. Казалось бы, всё просто, всё по-домашнему, но глубокий смысл был в его проповедях. Запомнились его образные слова, что у каждого человека есть тайный друг, которого он никому не раскрывает. Этот друг – грех, у каждого человека есть свои страсти, свои греховные наклонности, с которыми человеку трудно расставаться. Так вот этого тайного «друга» надо обличить, сказать о нем священнику на исповеди. Нужно эту дружбу прервать – прекратить грешить, обличить эту пагубу, забирающую в омут страстей нашу вечную душу. В поучениях отца Петра, хоть их сохранилось и немного, вы найдете много полезного. Сама его жизнь для нас, особенно для священнослужителей, является большим примером.

Мы все говорим о Царствии Небесном, но, как правило, у нас бытовое христианство и больших успехов в борьбе с грехом у нас не бывает. Если муж начал пить – пришла в храм, свечку поставила, когда ребенок заболел – заказали молебен или подали записочку на литургию. И на этом всё. Христианства, которое ведёт к Небу прямым, успешным путем – такого ревностного христианства у нас нет, сил не хватает. Эти силы черпали наши предшественники в своём труде. Они трудились, потому что Сам Господь говорит: «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12).

Конечно, мы молимся, каемся, получаем благодать Божию. Но чтобы христианство было у нас в полноте, чтобы мы действительно считались христианами – для этого необходимо боговселение, изобильная благодать Святаго Духа. И вот святые отцы наши этого достигали. Как они говорили это достигается? Кровью, слезами и страданиями. «Все мы имеем веру, надежду, любовь, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но всё это проверяется на весах Вечности». Какая у нас вера? Действительно ли мы храним Православие. Какая у нас надежда? Насколько мы уповаем на Бога, а не на какие-то наши мирские силы. И любовь наша – всё это будет проверено.

Святые отцы наши, память которых мы сегодня совершаем, это доказали. Владыка Афанасий 30 лет в ссылках и тюрьмах был из 33 лет своего святительства, отец Пётр 20 лет провел в тюрьмах и лагерях. Они доказали свою веру, свою надежду и свою любовь к Богу. И каждый из нас будет проверен, каждый из нас будет взвешен на весах Вечности. Потому что если мы не молимся, даже не читаем утреннее и вечернее правило, не читаем Евангелие, то, конечно, мы не устоим перед соблазнами этого мира, не устоим перед мучителями, если такие найдутся и будут требовать от нас отречения от веры и поклонения каким-то земным истуканам. Мы должны укрепиться, а мужество, силу, стояние в вере дает нам только молитва. Читаем же про апостола Петра – ревностный был апостол. Говорил Господу: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33), – и тут же три раза отрекся. Почему? Потому что не было духовной силы, духовного мужества, не было подвига, не было надежды на Бога, что Он укрепит, поддержит, поможет. Апостол Петр понадеялся только на свои человеческие силы. Так и мы иногда идем этим неправильным путем – путем бытового христианства, и когда придет проверка, то сможем ли устоять – это вопрос. Весы Вечности проверят каждого человека.

Почему и сейчас идут гонения на Церковь, и грязь всякую выливают, и поношения говорят на священнослужителей? Почему Господь это допускает? У Него же вся сила, Он бы взял этих безбожников да тряхнул хорошенько. А Господь допускает это, потому что мелкое сито для прохождения в Царство Небесное, не все туда входят – нужно соответствовать критериям святости, быть богоподобным человеком, чтобы получить Вечное блаженство. А когда мы не можем жизнь в своей семье наладить, когда не можем мир в монастыре наладить и между священниками, то что же говорить о мирянах, которые многого не знают, не понимают и только милостью Божией спасаются.

Нужно обратить сугубое внимание на свой внутренний мир, на свой разум. Святитель Игнатий (Брянчининов) говорит: «Берегите самое драгоценное – свой разум». И отец Пётр тоже подчеркивает в своих наставлениях: «Смотрите, чтобы в разуме и сердце не поселился демон, чтобы воля ваша не была порабощена бесами»! Мы часто этого не замечаем. Внимание теряется, и слова у нас неподобные вылетают, и мысли порочные всякие бывают. А мы не обращаем внимания, не изгоняем эти мысли и чувства призыванием Сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа. Мы останавливаемся на этом, медлим в страстных помыслах, и грех постепенно опускает нас в пучину всяких беззаконий и пороков.

Если мы не боремся со страстями, то никакого успеха в духовной жизни у нас не будет. Надо обязательно не просто грешить и каяться, а победить грех в своем немощном теле. Победить силой Божией – не своими силами. Для этого мы и призываем Имя Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Потому что все святые отцы были служителями Пресвятой Богородицы. Оптинскому старцу Иоасафу (Моисееву) явилась Матерь Божия и сказала: «Я каждое утро хожу по земле и всем Своим верным рабам помогаю». Матерь Божия видит все наши нужды и печали, и Она должна видеть наше стремление к духовной жизни, желание Царства Небесного. Однажды я приехал в один монастырь, и вижу, что матушки там какие-то грустные. Я у их духовника-старца спрашиваю: «А почему матушки такие грустные?». Обычно люди духовные радостные, каким был святитель Афанасий (Сахаров). Батюшка мне ответил: «Сестры печалятся о Царствии Небесном, что они далеки от него. Им хочется в Царствие Небесное, поэтому они скорбят о своем несовершенстве».

Сегодня, празднуя память двух наших великих светильников, задумаемся над тем, какой пример они нам подают. Задумаемся и над тем, как мы живем – соответствуем ли мы этим критериям Вечности. Если кто читает Евангелие постоянно, тот найдет ответы там на все эти вопросы: как надо жить духовно, как достигать Царства Небесного, как сохранять в своем сердце эту благодать Божию, как не допускать врага, который расхищает наши духовные богатства, в свой разум и сердце. Всё там написано. Господь объясняет, какое оно – Царство Небесное. Он говорит образно, что это жемчужина драгоценная, которую купец искал, и, найдя, всё продал и купил эту жемчужину. Это закваска, которую положила женщина, и всё тесто вскисло. Так и человек должен быть весь Христовым – тогда только чего-то достигнет в этой жизни. Как апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Поэтому и мы должны жить и спасаться, взирая на пример наших наставников и предшественников, достигших Царства Небесного и прославленных в лике святых Русской Православной Церкви. Она имеет тысячелетнюю историю, и многие поколения людей ведёт к Царству Небесному.

Сколько у нас святых – и цари святые, и крестьяне святые, и воины, и младенцы – многие получали Царство Небесное, те, кто его искал, кто стремился, а не те, кто думал о деньгах. Недавно беседовал с мальчиком-гимназистом о том, как найти цель жизни, как решать проблемы жизненные. Хотел ему сказать, что в Евангелии всё это можно найти, а он отвечает: «Мне бы кучу бабла, и я бы все проблемы решил». Так говорит православный гимназист, а он Закон Божий изучает, скоро выпуском будет. Получается, он человек этого мира. А Господь сказал в Евангелии: «Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13), – то есть на один уровень с Богом ставить материальное, ставить деньги, богатство. Помните, юноша ко Господу подошел и спросил, как спастись? Господь ответил: «Соблюдай закон». – «Все я соблюл от юности моея», – «Продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною» (Мф. 19:21). И юноша отошел скорбя, потому что для него богатство такой же бог, и он поменял Христа на богатство. Многие на этом сгорают. Приходит время, и человек становится перед выбором – или ты пожертвуй материальным, или ты пожертвуй духовным. Мы иногда забываем о том, что взяли на себя крест, забываем о том, что должны идти за Христом. Предаем Христа и отдаём все свои силы, знания, время и здоровье греху, материальному идолу. За этим идолом идёт много людей, идут целые страны. Наш профессор Алексей Ильич Осипов говорит: «Приезжаешь заграницу: везде чистота, красота, везде цветы, газоны пострижены, деревья все обработаны, здания покрашены. И многие наши соотечественники соблазняются: вот где жизнь-то красивая. А почему там всё красиво? Потому что они умерли для духовной жизни, а покойников всегда украшают». Поэтому заграницей всё внешнее очень красиво. А духовная жизнь остается у нас.

Многие страны пошли на поводу у безбожников и приняли культ денег и материальных благ. Это говорит о том, что очень трудно приобрести Царство Небесное. Поэтому обязательно надо читать Евангелие каждый день. Когда человек не читает Евангелия, он ничего не понимает в этой жизни. Читая Евангелие, человек растет духовно. Господь беседует с учениками в Великий четверг и говорит им: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». (Ин. 15:3). Поэтому мы и в храме читаем Евангелие и дома должны читать и все ответы в своей жизни находить в этой Священной книге. Это слова Самого Христа, записанные Его евангелистами и апостолами. Слушая эти слова, мы становимся чище, потому что Сам Дух – Слово. Христос пришел и назвал Себя Словом Божиим. Он принес нам слово Божие. От Его слышания рождается вера, очищается душа.

Мы осеняем себя крестным знамением – крестом, этим образом Всемирного Жертвенника любви, на котором спасено всё человечество. Мы призываем Имя Господа нашего Иисуса Христа, о Котором сказано, что «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:5-7). Вот какое Имя, если мы Его призываем – бесы бегут от нас и всякая нечистота, всякие пороки искореняются, конечно, не сразу. Они иссыхают постепенно и удобовозвращаются, если мы согрешаем, поэтому наша задача не грешить и каяться, а победить грех и стать Христовыми. Если кто-то может сказать, что это недостижимо, трудно, невозможно, то сегодня, взирая на пример жизни наших святых предшественников, мы можем сказать: можно – силою и благодатью Божией!

С праздником! 

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности