31 января 2023 Курсы для наставников Братства православных следопытов

В рамках Рождественских чтений во Владимирской епархии на территории АТК «Богдарня» Синодальным отделом по работе с молодежью с 23 по 27 января были организованы курсы для наставников Братства православных следопытов

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Февраль
202220232024
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272812345
6789101112

Главная / Новости / Слово митрополита Тихона в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, и день памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Боголюбском женском монастыре пос. Боголюбово. 15.01.2023г.

Слово митрополита Тихона в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, и день памяти преподобного Серафима Саровского в Свято-Боголюбском женском монастыре пос. Боголюбово. 15.01.2023г.

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимая матушка Игумения, отцы, братья и сестры, всех поздравляю с престольным праздником святой обители – днём памяти святого Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский – это особая страница в истории Русской Православной Церкви и нашей России. Как он предсказывал, что по воздуху будет перенесён в Дивеево, так и случилось. Его мощи из Казанского собора Санкт-Петербурга, где они хранились после революции в музее истории религии и атеизма, торжественно перенесли в Дивеево, где они и сейчас находятся.

Пасхальный святой почитается во всём Православном мире. И, конечно, когда мы читаем его творения, там есть много полезного и поучительного для нашего времени. В современном мире перед людьми встаёт много различных проблем, а преподобный Серафим на них отвечает. Он в послепетровскую эпоху был одним из тех, кто возродил духовную жизнь на Святой Руси и саму Русскую Православную Церковь, как в своё время преподобный Сергий Радонежский укрепил Церковь в период княжеских междоусобиц.

Преподобный Серафим Саровский в своей жизни воплотил все виды духовного подвига: и сохранение девства, и творение Иисусовой молитвы, и столпничество, и милосердие, и любовь к ближним, и многие другие. Конечно, для нас это выдающийся пример.

Преподобный указывал о падении нравов, в первую очередь, среди духовенства и епископов и говорил, что они будут учить человеческим учениям, а не Божиим, и за это Господь их накажет. И, действительно, вскоре грянула Октябрьская социалистическая революция, где все понесли наказание.

И у нас сейчас тревожное время. Я пятый год на Владимирской земле, так было и в Новосибирске – многие находятся в каком-то ожидании, чего-то ждут. Кто-то ждёт Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, а кто-то ждёт царя, а кто-то и антихриста. Поэтому даже в монастырях покупают дома, чтобы в случае прихода антихриста убежать из монастыря. Зачем? Если воцарится антихрист, всех насельников соберут и отправят куда подальше. Такое уже было в истории нашей Церкви.

Одна матушка Сергия после того, как в России закрыли монастыри, уехала на Кавказ и жила в Абхазии. Так после революции делали многие монашествующие. И вот, она подвизалась недалеко от Драндского монастыря. Там был и пустыннический женский монастырь. Но и в этот монастырь приехали сотрудники НКВД и всех арестовали. В то время её не было в монастыре, так как она пошла за грибами. Возвращается, а никого из сестёр нет, всех увезли. Нашла она их в тюрьме НКВД и стала проситься, чтобы её тоже посадили вместе с ними. А энкавэдэшники посмотрели в ордер на арест и говорят: «Вас в списках нет». В монастыре проживали 12 сестёр, 13-й была игумения.

Тогда эта сестра попросилась увидеться с матушкой игуменией, и ей разрешили. Стала она просить игуменью, чтобы та подтвердила, что она сестра монастыря, и её чтобы тоже арестовали. А матушка ей и говорит: «Нет. Ты не была пустынницей. Имела два самовара. Я тебя предупреждала: «Сестра, зачем тебе два самовара?», – а ты мне в ответ: «А вдруг этот прохудится, а у меня второй имеется». – «Сестра, зачем тебе две одежды?» – «А вдруг эта износится, а у меня про запас ещё одна есть». Вот Господь за пристрастие к миру лишил тебя страданий и мученического венца».

Но сестра эта не впала в отчаяние, а стала прислуживать сёстрам, подкармливала их, носила из монастыря продукты и необходимые вещи. И вот, когда пришло время, прислали за ними лошадей с подводами и повезли в ссылку всех в Сибирь. Они сели на эти подводы и поехали с такими весёлыми лицами, как будто они ехали на великий праздник. А сестра запомнила этот урок на всю жизнь.

Нам кажется, что если мы где-то в деревне отсидимся и не пострадаем за Христа, то это правильно и хорошо, ведь мы обманули лукавого. Отец Василий Золотухин (иеросхимонах Тихон) говорил: «Да, мы все имеем веру, надежду, любовь, всё имеем, но всё это будет проверено на весах вечности, всё это проверит Господь, как Он будет проверять? Кровью, слезами и страданиями». Вот, как достигается Царствие Небесное, другого пути нет.

И обманем мы лукавого, а он всё равно нас найдет, потому что попускает Господь, чтобы нас протрясти через мелкое сито. Что Богу нужно, то Он и возьмёт. А те, кто хотят хитростью и лукавством или другими неприглядными способами попасть в Царствие Небесное, ничего у них не получится. Сам Господь наш Иисус Христос, Его апостолы и все святые показали, как даётся Царствие Небесное – кровью, слезами и страданием, а не хитростью, прятанием и обманом – всё это от лукавого.

Некоторые в своих заблуждениях ссылаются на Апокалипсис. Мы тоже читаем Апокалипсис и ищем там поучения, он входит в книги Нового Завета, но Апокалипсис – это загадочная и трудная для понимания книга, она даже не используется во время церковной службы. Её включили в книги Нового Завета, потому что она написана апостолом Иоанном Богословом, но она не употребляется за богослужением. Эта книга символическая, прикровенная, и когда придёт время, всё станет для нас ясно и понятно.

Некоторые ждут Царя Николая II, вот придёт наш святой Царь-мученик и Россия воспрянет. Вы сами подумайте – Царь за вас будет молиться, поститься, ходить в храм и ваших детей воспитывать? Нет, он скажет: «Молитесь, поститесь, причащайтесь, исповедуйтесь». Он один за вас не может всё исполнить. Путь в Небесные обители – это личный подвиг.

Каждый человек будет испытан на весах вечности. И поэтому нам поможет только благодать Святаго Духа, которая «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Вот и надо привлекать благодать Святаго Духа. Человек собирает эту благодать в своём сердце капля по капле. Об этом как раз и учил преподобный Серафим и говорил, что собирание благодати Божией – вот главная цель и смысл христианской жизни. Это и есть спасение, это и есть богоподобие и преображение человеческой личности. И мы если расстались с грехом, приобрели благодать Божию – вот, это и есть путь ко спасению.

Но как часто мы теряем эту благодать по мелочам жизни. Священник Павел Флоренский, русский религиозный философ и учёный, который пострадал в советское время, говорил: «Из мелочей вся жизнь складывается». Какое слово сказал, куда посмотрел, что подумал, что почувствовал, и из этого как из мозаики складывается образ человека: Божий это человек или вражий.

Другой наш известный русский писатель и духовный религиозный философ Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» написал про оптинского старца Амвросия под образом старца Зосимы. Как пришли к нему братья Карамазовы, посмотрел он на них и поклонился в ноги Димитрию. А его келейник, их третий брат Алёша спрашивает: «Батюшка, что же ты поклонился этому безбожнику, который ничего не понимает, во всём гордится своими силами и своим разумом». А батюшка ему сказал: «Он очень гордый человек, и поэтому его ожидают великие страдания, и я поклонился его страданиям, которые он понесёт в своей жизни».

Так и многие думают, прожить без Бога, без ближних, не служа им, пожить для себя и по своей воле, а это всё гордыня. Человек даже не понимает, что, только смиряясь, он получает благодать Божию. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Есть у нас Путь истинной жизни – Христос, Который показал нам, что это путь смирения, терпения и послушания Богу Отцу.

Поэтому нужно различать скорби и страдания. Если человек живёт по своей воле и прихоти, он наследует скорби и страдания, которые ведут в адскую бездну, и они являются только началом адских страданий. А тот, кто ведёт смиренную жизнь и живёт по послушанию, тот страдает за Христа. Вот такие люди и наследуют Царствие Небесное.

Для этого мы собираемся в монастырях, чтобы научиться послушанию Божию, чтобы в этой монастырской тёрке из алмазов сделались бриллианты. Чтобы потом не получилось так, что мы прожили жизнь, и ничего не приобрели в будущей жизни. Атеистам и безбожникам будет легче на Страшном суде Христовом, потому что они ни во что не верили и ничего не исполняли, а мы-то верим и надеемся, мы-то думаем, что идём ко Христу, а приходим к ожидаемому многими антихристу, который противник Церкви Божией, насмехается над духовенством и над Церковью и всё это в извращённом виде предлагает человеку. Потому что жизнь – это загадка, и познаётся просвещенным разумом.

Духовная жизнь – это ещё бóльшая загадка. Поэтому Христос Сам пришёл на землю, чтобы нам разъяснить, и мы могли бы немножко усвоить, что же такое духовная жизнь и как надо к ней стремиться. Поэтому тем, кто ничего не делает и ожидает Христа, можно сказать, что Он и не покидал нас никогда, ведь сказано в Евангелии: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Он и сейчас здесь с нами: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). И нам только остаётся Его увидеть в своих близких, в духовенстве, которые носят образ апостолов и Самого Христа. И надо, чтобы все те размышления и толкования, которые мы прочитываем в духовных книгах, чтобы они служили и приводили нас ко смирению, терпению, послушанию, а не к прелести, духовной деградации и гордыне. Вот это и есть истинный путь подвижника, человека, который стремится к жизни во Христе. Аминь. С праздником, с днём преподобного Серафима Саровского! Бог в помощь! Христос Воскресе!

 

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности