27 сентября 2021 Еженедельный выпуск епархиальных новостей Выпуск "Епархиального вестника" № 25: Рождество Богородицы, Курсы звонарей, Строительство храма
26 сентября 2021 Митрополит Тихон совершил воскресную Божественную литургию в Свято-Боголюбском Алексиевском мужском монастыре

26 сентября 2021 года митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Боголюбском Алексиевском мужском монастыре города Владимира.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
202020212022
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Нил, благодарю за приглашение послужить в этот день в этом древнем монастыре.

Вспоминаю, что 25 лет назад приснопоминаемый владыка Евлогий пригласил меня на 900-летие этого монастыря. Я тогда возглавлял Издательство в Московской Патриархии и прибыл сюда со своими сотрудниками. Конечно, этот собор был закрыт, обезображен, как и весь монастырь. Мы служили на улице при стечении множества народа. Была хорошая погода.

 Владыка Евлогий всегда подмечал необычные явления в жизни церковной. И сказал, что это, действительно, чудо Божие: что отдали этот монастырь. Потому что здесь находилась воинская часть. Когда он в первый раз поговорил с командиром части, тот сказал: «Никогда не отдадим монастырь!» Но вскоре монастырь был передан и восстановлен. И начиная с перестройки, с 90-х годов духовное преображение было по всему лицу нашей Великой Руси. И сама страна опять приобрела старое имя – Россия.  И Русская Православная Церковь начала возрождаться. Монастырей до этого почти не было, духовенства почти не было. Приходили только бабушки в белых платочках на все наши службы. Но мы жили верой и надеждой, что Россия возродится. Конечно, мы уповали на молитвы наших святых предшественников: князей, святителей, священников, мирян, которые не просто потрудились, а положили свои жизни на алтарь Церкви и Отечества. Их молитвами происходит возрождение России, приходят новые люди. В европейской части не так прокатилось безбожное «красное колесо», как в Сибири, где я 18 лет трудился после посещения этого монастыря. Когда я прибыл в 90-м году в Новосибирск, была епархия огромная. От Дудинки – это Северный полярный круг, до Кызыла – это Тува. Пятая часть Советского Союза. Сейчас на этом месте тридцать епархий. Было четыре священника и один храм на три миллиона человек. При этом 150 священников других религий. Когда уезжал я в 2018 году сюда, во Владимир – было уже 500 храмов, около 500 священников и уже возродилась церковная жизнь. Почти все храмы новые, построены уже в нынешнее время. Сам город Новосибирск молодой. До революции было 200 тысяч человек населения, из них в годы красного террора расстреляно 46 тысяч. Гражданская война шла вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На этой железной дороге остались наши солдаты Первой мировой войны, которых везли в тыл. Сотни тысяч человек остались замерзать на железной дороге – она была парализована гражданской войной. Их хоронили около насыпи. Мы старались найти их могилы и поставить кресты, потому что это наши предки.

Сейчас в духовном плане Сибири ничего не угрожает, хотя были большие силы брошены: приехали туда изменять нашу веру 300 тысяч русскоязычных проповедников, подготовленных за рубежом. Они приехали с деньгами, с книгами. Им не надо было восстанавливать или строить храмы. Они собирали целые стадионы людей. Крестили в бассейнах. Было такое впечатление, что оканчивается духовная жизнь на нашей Руси. Но всё-таки мы выстояли. Поддержала нас молодёжь, поддержали нас власти. И, конечно, Русская Православная Церковь возродилась.

В Новосибирске главный храм, который строили святой праведный Иоанн Кронштадтский и святой царь-страстотерпец Николай II, посвящён Александру Невскому. Его храмы строили на рубежах нашей страны, чтобы он сам освящал и защищал пределы России. И сегодня мы привезли мощи святого благоверного Великого князя Александра Невского сюда, в Муромскую епархию, чтобы вы все могли приложиться к его святым останкам. Это был великий человек, бесстрашный воин, мудрый политик и святой человек, святой жизни христианин. Как и были все наши великие правители, воины, все те, кто вёл Россию ко спасению. Сегодня мы радуемся вместе с вами, что мощи святого Александра Невского находятся в этом древнем соборе, который был построен задолго до его рождения. И обращаемся сегодня ко святым земли Владимирской, чтобы они укрепили нас в духовной жизни.

Вот мы празднуем Преображение Господне, и мало кто задумывается о том, что же это за событие было. Ведь Господь начал Своё общественное служение со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4:17).  А какое оно – Царство Небесное? Ведь как и мы, древние люди, понимали Божие Царство как царство справедливости, добра, когда все сыты, хорошо одеты, когда у всех будут жилища. Так мы представляли себе коммунистические обещания. И многие удивились тому, как Господь говорит про Царство Небесное: что оно похоже на зерно горчичное, что Царство Небесное – это жемчужина, Царство Небесное – это пир, который собрал богатый человек. И все были в недоумении: что же это за Царство? А ещё Он говорил тоже странные слова, что это Царство внутри нас, внутри каждого человека и должно созидаться нашими усилиями. И никто Его не понимал.

И как сказано в Евангелии, то, что мы читали на сегодняшний день: накануне Господь говорит Своим ученикам: «Здесь стоят некоторые из вас, которые не увидят смерти, как увидят уже Царство Божие пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Они удивились. И далее повествуется, что Он взял любимых учеников, фаворитов. Взошёл с ними на гору Фавор и преобразился так, что и одежды у Него стали белыми, блистающими и лицо Его просветилось. Ученики Его увидели славу Божию и удивились тому, что произошло. Господь показывает нам не только Свою Божественную сущность, не только то, что Он добровольно принимает искупительные страдания, а то, что каждый из нас должен быть таким человеком. Мы это находим в Священном Писании, находим в Предании святых отцов. Моисей имел такую преображённую личность после беседы с Богом. Симеон Новый Богослов пишет о том, что христиане становятся светоносными личностями после того, как благодать Божия вселяется в их сердца. И он говорит даже, что «я увидел Христа в своём жалком сердце». Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым тоже преобразился. Благодать Святого Духа, озарение Святого Духа видимым образом осенило их. Поэтому мы понимаем, что христианское просвещение, это, прежде всего, просвещение разума. Как мы и поём в тропаре Рождеству Христову, что «возсия мирови свет разума». Значит, что человеческий разум, если принимает благодать Божию, он озаряется Святым Духом и разрывает пределы видимого мира, и открывается ему Божественный, духовный мир – мир Разума. И к этому мы стремимся. Поэтому когда мы говорим о всех наших земных проблемах – они ничто по сравнению с тем, что открывается человеку в Царстве Божием. Мы говорим о том, что нам мешает на духовном пути грех. Он в первую очередь оскверняет наш разум, который не может проникнуть в Царство Небесное, не может проникнуть в этот духовный мир, мир разума. Поэтому мы и просим у Господа прибавления ума, поэтому мы просим освящения нашего разума, чтобы грех не побеждал нас, а благодать Божия воссияла в нашем разуме.

Сегодня, находясь в этом святом, древнем соборе, который намолен нашими благочестивыми предками, нам легко молиться и легко просить о победе над грехом, потому что это мешает нам идти по пути спасения. Нужно стараться замечать всё то, что нам мешает в этой жизни приближаться к Господу нашему Иисусу Христу, стараться настраивать свою жизнь по-христиански, по Евангелию, стараться преображаться силой Божией во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь. С праздником!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности