27 сентября 2021 Еженедельный выпуск епархиальных новостей Выпуск "Епархиального вестника" № 25: Рождество Богородицы, Курсы звонарей, Строительство храма
26 сентября 2021 Митрополит Тихон совершил воскресную Божественную литургию в Свято-Боголюбском Алексиевском мужском монастыре

26 сентября 2021 года митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Боголюбском Алексиевском мужском монастыре города Владимира.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
202020212022
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти преподобной Софии Суздальской

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти преподобной Софии Суздальской

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимая матушка Игуменья, всех поздравляю с сегодняшними праздниками. Изнесение Древ Креста Господня. Некоторые наши богословы считают, что именно в этот день было Крещение Руси. Именно в этот день в календаре праздник Кресту и совершается освящение воды. Вероятнее всего, что в этот день киевляне пошли за князем Владимиром принимать крещение в водах реки Почайны. И сегодня память обретения мощей преподобной Софии Суздальской, очень чтимой святой. Многие носят её святое имя.

Сегодня надо сказать, в первую очередь, о Кресте Христовом. Мы читаем в Святом Евангелии (а я думаю, что вы все каждый свой день начинаете с чтения Святого Евангелия – эти строки должны подкреплять нас в нашей духовной жизни в течение целого дня) – там говорится, что когда Христос шёл на Голгофу и нёс Крест Свой, Ему было тяжело – Он падал, потому что был весь избит до полусмерти. У римских воинов для бичевания были сыромятные ремни, на конце ремня был свинец -  человек не выдерживал и десятка ударов. Женщины смотрели на Его страдания, плакали, а Он обратился к ним и сказал: «Дщери иерусалимские плачьте о себе и детях своих» (Лк. 23:28). Это, действительно, слова Бога, которые обращены ко всем поколениям. Нам жалко Христа, что Он пригвождён ко Кресту, что течёт Его Кровь, что Он принимает такие страдания, а Он принимает их за нас, чтобы мы исправились, покаялись, стали другими, богоподобными людьми. А мы заняты суетой. Почему Он женщинам говорит? Они заняты детьми, у них доброе сердце женское, оно всем переживает, сострадает. А Он говорит как раз о другом: о себе надо думать. Враг рода человеческого не действует с насилием, он предлагает – и мы на это ловимся. Он раскинул сети, и мы все туда попадаемся. Нам жалко Христа, а себя не жалко. Христос-то – Бог, и Он пришёл специально, чтобы показать путь христианской жизни. А мы, наоборот, смотрим не на Христа, смотрим на тех людей, которые преуспевают в этой жизни, и стараемся идти за ними. Чтобы и деньги были, чтобы  пища и одежда были хорошие, чтобы всё у нас было. А получается так, что теряем духовную жизнь.

Ушли из жизни многие наши духовные лидеры, старцы, духовные отцы, наставники, которые говорили нам слово Божие. Не у кого спросить, не на кого ровняться. Это наше общее бедствие, которое постигает не только нашу страну – все страны мира. Потому что человечество – это одна семья. Какие бы ни были религии, национальности – всё это семья одна. И сегодня все эти болезни посещают всех нас. Особенно болезни духовные. Человек стремится к развлечениям, ко всяким блестящим вещам, временным, сиюминутным. И забывает о своей душе.

Это очень трудно: правильно проанализировать, наладить свою жизнь. Как говорит наш народный опыт, «с кем поведёшься, от того и наберёшься». Поэтому когда мы ищем людей, которые стремятся к духовной жизни, то у нас начинает что-то получаться. Вот, один оптинский старец, Варсонофий, был офицером в царской армии. И вдруг всё бросил и ушёл в Оптину пустынь. Его друзья-офицеры между собой рассуждали: «Что это за человек? Почему он стал монахом? Ведь нормальный был офицер. Связался с монахами и стал монахом».

Монашество – это свет нашего нынешнего мира. Хотелось бы видеть наших монахов такими, чтобы они, действительно, были нашими путеводителями. Такими, как приснопамятный владыка Евлогий, который не вёл двойную жизнь. У него была одна жизнь – достижение Царства Небесного. Мы сейчас читаем, издаём его поучения, его творения, и там говорится о смысле и цели жизни, о достижении Царства Небесного, о том, как прекрасно быть христианином, какие горизонты открываются для духовного человека.

Конечно, надо такие книги читать и всё время поучать себя. Ведь враг действует через забвение. Накидывает пелену забвения, и человек забывает: кто он, какого звания, и что надо делать. Оказался в светском обществе – устоять очень трудно перед соблазнами этого мира.

В день памяти преподобной Софии Суздальской мы обращаем внимание на наших предшественников, на наших предков, как они достигали Царства Небесного.  И тот, кто имеет опыт духовной жизни, он понимает, как это трудно – спасаться. Да, в Церкви хорошо, есть таинства. Но человек, когда углубляется в духовную жизнь, он начинает понимать, как это трудно – идти по духовно-нравственному пути. Всё мешает: и лишний взгляд приносит смуту в душу, и слово, сказанное не вовремя и неблагочестивое, уводит от пути спасения. И чувства, которые возникают в нас, все инстинкты, которые заложены в нас, могучие инстинкты – всё это уводит человека от пути спасения. Всё это надо преодолеть, со всем этим нужно бороться, а это изнурительная невидимая брань, которая идёт день и ночь. Поэтому и Церковь на земле называют Воинствующей. На Небе – Торжествующая Церковь, а у нас – Воинствующая. Потому что очень много трудностей, соблазнов, препятствий на духовном пути. И мы должны понимать, что несовместимы те два пути, которые мы хотим совместить в своём сердце: и светский путь, и церковный. Надо выбирать какой-то один путь.

То, что мы одели монашеские одежды – ещё не значит ничего. Самое главное – произошло ли преображение внутри человека, совершилось ли в душе нашей преображение человеческой личности. Для мёртвого этого ничего нет. Человек должен быть живым, стремящимся к духовной жизни. Старайтесь молодому поколению, на которое направлено оружие безнравственности наших супостатов, привить правильные христианские традиции, заповеди, обычаи, уклад жизни, чтобы они не уклонялись от Божественного пути.

Читаем 17 кафизму, она вся посвящена Закону Божиему. Там святой пророк Давид в каждой строчке по-разному говорил об исполнении Закона Божия, об оправдании Божием, о пути Божием, который делает человека зрячим. Эта кафизма внесена в ежедневное правило. Мы должны читать это правило – полунощницу вседневную, которая и начинается с 17-й кафизмы. Те, кто не читает полунощницу, как говорили отцы, не победит блудную страсть. Потому что здесь святой пророк Давид наставляет нас на исполнение Заповедей Божественного Закона. Старайтесь не просто приходить на Божественную литургию, исповедаться, причаститься Святых Тайн, а в воскресенье вечером чтобы была в монастыре, в приходе воскресная школа для взрослых. Чтобы можно было спросить у священника как спасаться, как каяться, как причащаться. Везде есть свои особенности. И их надо знать, чтобы духовная жизнь наша была успешной. Мой дедушка рассказывал, что до революции в каждой деревне был богословский кружок. Они собирались, изучали Священное Писание, беседовали на духовные темы. Сейчас больше возможностей, много книг, а духовная жизнь в забвении. Мы должны интересоваться духовной жизнью. Должно быть много вопросов. Потому что многое непонятно нам. Мы соприкасаемся с духовным миром, который закрыт от нас, который очень сложно достигать. Этот опыт излагают только святые отцы. А после прочтения текста в книге его можно  понять неправильно. Поэтому мы спрашиваем совета у людей духовно образованных, у людей, имеющих духовный опыт. А если кое-как исповедались, кое-как причастились – результат нулевой. Какие пришли – такие ушли. Поэтому и оскудевает Церковь. Особенно во Владимире вымирает Православие. Уменьшается количество православных во Владимирской епархии. Самое главное – теряем молодёжь. Даже заканчивают православные гимназии, семинарии и начинают жить жизнью мира: их интересует образование, карьера, деньги, хороший отдых. К сожалению, многие из нас тоже ведут такую жизнь, которая не приводит к Царству Небесному.

Сегодня, в день памяти святой преподобной Софии Суздальской, хочу ещё раз обратить и своё, и ваше внимание на духовные пути наших предков. Как они спасались, что они делали, как они достигали Царства Небесного? И стараться самим действовать. Чтобы не наложил сатана печать забвения на нашу память, чтобы мы не были «Иванами, не помнящими родства», а брали пример с наших благочестивых предков. Аминь. С праздником!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности