Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона на освящении храма Казанской иконы Божией Матери в Суздале

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона на освящении храма Казанской иконы Божией Матери в Суздале

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры. Сегодня великая радость Пасхи Христовой соединяется с освящением этого древнего храма. За моё недолгое пребывание на Владимирской кафедре, за три года, мы освящаем пятый храм. Готовится к освящению шестой храм святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского, и всех князей Владимирских. Это радует наши сердца, потому что мы видим, что идёт духовное возрождение великой Святой Руси. Всегда во времена возрождения Руси строились храмы Воскресения Словущего. То есть, так называемое воскресение иерусалимского Храма после всех бед и напастей. Так и мы возрождаем духовную жизнь в трудное время для нашей страны и для нашей Церкви.

Мне приятно, что этот второй Суздальский кафедральный собор освящён. Первый, как вы знаете - Успенский кафедральный собор во Владимире. Здесь, в Суздале, этот храм был всегда кафедральным собором. Он возрождается именно как кафедральный собор. Здесь владыка Стефан будет совершать богослужения в воскресные дни. Я, конечно, тоже буду приезжать, когда будет возможность. Но чтобы здесь было именно архиерейское богослужение.

Этот храм по архитектуре, если кто не знает, называется базилика. Базилика – значит, «царский храм». Базилевс – «царь» по гречески. Базилики – первые царские храмы, которые строились в Византийской империи за царскую казну. Они строили такие величественные храмы. Конечно, по сравнению с западными странами этот храм маленький. Я был в кафедральных соборах в Италии. Из храма во дворе виден огромный парк, приблизительно 50 на 50 метров. Я говорю: «Какой у вас парк красивый здесь при монастыре». А они отвечают: «При этом монастыре шесть таких парков».

Нам кажется, что у нас много интересного, но христианство не только у нас в стране. К нам оно пришло только тысячу лет назад, а ещё тысячу лет оно было в Европе. И, конечно, там много было сделано с точки зрения христианской, просвещены все народы, построены храмы. Но самое главное – это где сохраняется вера Православная. Не то, где величественнее храмы, а насколько усваивается духовная жизнь сердцем человеческим. Поэтому Господь говорит: «Сердце – вот престол, где Я люблю пребывать».

Очень важно духовное возрождение, когда строятся и восстанавливаются храмы. Мы сегодня благодарили Александра Геннадьевича за его большой труд. Но очень важно, и все мы переживаем за то, как наши современники воспримут христианскую жизнь, насколько они Христа полюбят. Заповеди Библии отличают нас от животных. Ведь и животные, и человек, как высокоразвитое животное, живут по инстинктам. А важно то, как мы можем усвоить нравственные заповеди Божии. Ведь заповеди Божии уже делают из человека праведника – богоподобное существо. Если мы этого не поняли, то ничего не получится в нашем спасении.

Мы говорим о том, что человек должен полюбить Бога – первая заповедь: возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей крепостью твоей. Для чего это нужно? Нас воспитывала бабушка, которая жила тридцать лет до революции семнадцатого года. Вот она говорила, что самое в жизни главное – какие у тебя будут друзья, с кем поведёшься – от того и наберёшься. Будешь с праведником – праведен будешь, с нечестивым – развратишься. И вот Церковь предлагает нам главную заповедь: полюбите Бога, подружитесь с Богом. Бог – Высший Разум. И если с Ним подружитесь – все проблемы будут решены. Всё у вас будет правильно. Господь не приведёт вас к какой-то катастрофе. Вы будете идти правильным жизненным путём и достигнете самого главного – Вечности с Богом.

Вот вы ставите перед собой цель и смысл жизни. А какую цель? Какой смысл? Деньги? – Вы смотрели сериал, оказывается, «и богатые тоже плачут». Какие-то дворцы или что-то ещё? Мы понимаем, что не в этом смысл жизни. А Церковь нам предлагает: цель и смысл жизни – Вечность. Ведь если есть Вечная Жизнь, то тогда есть к чему стремиться и на что свои силы положить. Если нет Вечности, то даже человеческая цивилизация теряет всякий смысл. Если здесь живут только подлецы и жулики, если живут только по блату, знакомству и кумовству, то куда нам, грешным, деваться? А Господь говорит, что есть правда, есть справедливость, есть истина. И эта истина во Христе. Он – Путь, Истина и Жизнь. Человек познаёт Христа и понимает, что все наши трудности здесь – они временны. Есть Вечность и к этой Вечности нужно стремиться. Но эта Вечность достигается нравственным путём. Мы должны заповеди, которые ведут нас к праведности, соблюдать. Иначе ничего не получится. Если мы полюбили всё в этом мире, что служит для погибели человека: всякие развлечения, всякие развращения – то мы ничего не получим.

Я хотел бы пожелать тем, кто приходит под своды этого великого храма – древнего, намоленного нашими предками – чтобы для них открывался этот смысл и цель в жизни – Вечность. И не просто вечность, а Вечность со Христом, Вечность с Богом. Где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий – где только небесная радость. Как мы для себя определяем счастье? Вот радость, всё хорошо, всё благополучно. И вот этой радости никогда не будет конца, если человек будет с Господом нашим Иисусом Христом.

Я ещё раз хочу поблагодарить всех наших благодетелей, особенно Александра Геннадьевича, отца Арсения, кто потрудился в восстановлении этого храма. Теперь здесь всегда будут архиерейские службы, приходите сюда молиться. Владыка Стефан – он особый человек, будет говорить вам прекрасные назидания, которые послужат всем во спасение. Благодарю хор Архиерейский, который сегодня приехал украсить богослужение, матушек игумений, которые пришли помолиться вместе с нами.

Бог вам в помощь! Всем доброго здоровья, помощи Божией на пути спасения и милости от Пресвятой Богородицы.

Для меня память Казанской иконы Пресвятой Богородицы всегда была семейным праздником. Потому что отец мой родился под Казанью, и всегда его мама, бабушка наша Мария Евстафьевна, этот праздник праздновала. Нас к себе приглашала в этот день. И я удостоился даже на четырёхсотлетие обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы, уже будучи дьяконом, съездить в Казань. Служил там с владыкой Пантелеимоном Божественную литургию. Это было для меня очень памятно. Мы работали в архиве Казанской духовной академии. Нашли очень много интересных работ студентов академии и семинарии. Публиковали их в журнале Московской Патриархии.

Казанская духовная школа считалась нашей Монгольской миссией. Она была обращена на Восток, на просвещение народов Сибири. Мы думаем, что просто так далась нам Сибирь с полезными ископаемыми? Нет, туда шли наши промышленники, туда шли наши миссионеры. Расскажу вам только про одного – святителя Иннокентия Вениаминова. Он жил под Иркутском.

Приехали миссионеры из Санкт-Петербурга и начали искать людей, которые могли бы поехать на Аляску, проповедовать веру Христианскую. В первую очередь, они пошли по монастырям – ни один монах не поехал, все отказались. Тогда начали искать среди священников. И священники все отказались. А в то время уже полторы тысячи католических миссионеров работали в Китае. Но ни одного нашего – никто не хотел ехать.

И святитель Иннокентий, будучи священником женатым, имея большую семью, рассказывал: «Я сидел и думал, а я, пожалуй, пойду и соглашусь поехать на Аляску. И только я подумал так – огненный шар впал в моё сердце и исполнил меня благодати миссионерского служения». Мы думаем, что просто так даётся благодать Божия, а она даётся тому, кто её ищет и готов к подвигу. Как Матерь Божия, когда Ей сказал Архангел: «Ты будешь иметь Сына». А Она сказала в ответ: «Се, Раба Господня. Буди Мне по глаголу твоему». Что для Неё это значило? Мы никогда про это не задумываемся. А ведь что значит, девочке в пятнадцать лет объявить, что она в положении? По закону Моисееву – побиение камнями. Никакой перспективы жизни для Неё не было, если это не воля Божия. И Она послужила спасению всего человечества. Не побоялась трудностей, не побоялась даже смерти.

 Так же и святитель Иннокентий. Почитайте его житие после того, как он согласился стать миссионером на Аляске. С супругой, с детьми поехали. Были места, где ехали на оленях, на собаках. На небольших кусках кожи спускались с гор. Столько было всяких трудностей, но он всё это преодолел, потому что нёс слово спасения другим народам.

Поэтому и каждый наш храм собирает прихожан, собирает людей, которые ещё не отказались от пути спасения, которые ещё ищут Царства Небесного, которые ищут Вечности. И, конечно, Господь каждому из них даёт обильную благодать противостояния всем порокам, которые живут в этом мире. Легко идти пространным путём, широким путём, совершать то, что совершает весь мир. А вот противостать злу, не прикасаться всякой мерзости, которая существует в мире – это, конечно, подвиг. И Господь всё это видит, учитывает, смотрит, каким путём мы идём и, обязательно, каждому из нас помогает, вразумляет, даёт духовных людей, даёт необходимые книги, указывает путь, который ведёт в Царство Небесное. Аминь.

С праздником! С освящением Казанского храма! Бог в помощь всем в достижении Царства Небесного Христова. Аминь!