Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Сретения Господня

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в праздник Сретения Господня

Во имя Отца и Сына, и  Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры, всех поздравляю с праздником – Сретением Господним и с Днём православной молодёжи. Священноначалие на сегодняшний день установило празднование для православной молодёжи с тем, чтобы каждое молодое сердце, каждый новый православный христианин нашёл дорогу к храму. И здесь, в храме, встретился с Господом нашим Иисусом Христом, Который пришёл спасти мир.

Некоторые говорят, что Евангелие устарело, что устарели и стали слишком консервативны Заповеди Божии. А Церковь говорит о том, что Евангелие – это всегда новая Книга. Новый человек приходит  в мир, и он ищет цель и смысл жизни в этом мире и находит правду только в храме Божием и Священном Писании.

Многие из вас жили в советское время и знают, что не было церковных книг, было очень мало храмов, мало священников, и те были запуганы советской властью, не проповедовали всё то, что нужно для спасения человека. И когда новые прихожане спрашивали в то время, как надо спасаться, как узнать побольше о храме, то опытные церковные люди отвечали так: «Ходи в храм и всему научишься». И действительно, кто ходил в храм, те знали смысл чтений, песнопений, как себя вести, как приступить к таинствам церковным и этого было достаточно для спасения.

Мы сегодня поём тропарь Сретению Господню, в котором радуются и Пресвятая Богородица, и старец Симеон, что, наконец-то, пришёл веками ожидаемый Мессия – Спаситель мира, чтобы спасти всё человечество от грехов. И в этом правда Божия, что Заповеди, которые дал Господь через пророка Моисея – это истина и правда в последней инстанции. Потому что это - наши путеводные вехи, это путь, который указан для разума человеческого, чтобы он мог не уйти от Бога, не сбиться с пути, который ведёт к Небу и который здесь, на земле, помогает устроить жизнь по справедливости, по Закону Божиему.

Перед праздником я встречался с нашей православной молодёжью. Какой вопрос задают молодые люди? Они спрашивают: как научиться любить? Я им говорю, что это очень сложное понятие – «любовь». Мы знаем, что Бог открыл нам себя в Евангелии как Любовь. Иоанн Богослов в своём Первом послании пишет: «Бог есть Любовь» (1-e Иоанна 4:8). Этим он говорит, что смысл Пришествия Христова был в том, чтобы принести Себя в Жертву в умилостивление за грехи наши. Господь показал плоды Своей любви. Можно говорить много слов, но не приносить никаких плодов. «Я люблю всё человечество», - а в чём твоя любовь заключается? Или некоторые говорят, что любят своих родителей, но ничем им не помогают. И вот Бог показал людям, как Он их любит – отдал Себя на Крест, на страдания, на казнь, на пролитие крови ради спасения всего человечества. Вот это понятно – жертвенная любовь. Любовь, которая сострадает, которая всех прощает, которая хочет, чтобы все пришли в разум истины и вошли в Небесное Царство Христово.

Сегодня, празднуя Встречу с Господом, мы должны понимать, что же произошло в этом мире с Пришествием Христовым. Мы должны понимать, что Христос пришёл к тем, кто готов Его принять. Он для всех проповедовал притчами. А только Своим ученикам, то есть верным последователям, открывал смысл и значение Царства Небесного, смысл и значение христианской, иной жизни, чем живёт весь мир.

Когда пришла советская власть, то отменила первым делом христианскую нравственность. Революционеры сказали: «Нравственно то, что полезно для революции». Им надо было отнимать имущество  у других людей, убивать своих соотечественников. А христианская нравственность не могла этого допустить и её отменили. Мы же придерживаемся в своей жизни тех принципов, которые дал нам Господь: не убей, не укради, не пожелай чужого. Вот какое должно быть наше отношение к материальному. А не так, что нужно достигать благополучия любой ценой, отбирая средства у своих ближних людей. Это - преступление, и другими словами это назвать нельзя.

Как же мы сегодня должны жить, когда и храмы действуют, службы идут, можно покупать любые книги или ходить в библиотеки, читать. Мы сегодня смотрим на святых отцов, которые оставили нам свои заветы, как воплотить Евангелие в своей жизни.  Святые отцы говорят нам о том, что нужна молитва, в первую очередь. «Религия» - это слово латинское и означает «связь с Богом». Чтобы быть на связи с Богом, чтобы постоянно с Ним общаться – нужна и постоянная молитва. Духовная жизнь начинается и заканчивается молитвой. Кто не любит читать правила, вечерние и утренние молитвы, не читает акафисты и каноны, тот ничего не понял в христианстве. Молитва – это самое главное. Мы видим, что Спаситель всё время молился. Днём проповедовал, всех учил, а ночью подкреплял Свои силы в молитве к Богу-Отцу. И мы должны жить также, взирая на наших предшественников, на святых отцов. Все подвижники благочестия были молитвенниками. И поэтому достичь совершенства, очищения от своих грехов невозможно без молитвы.

Посмотрите, святые отцы оставили нам песнопения: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяша», - то есть счастлив тот, кто ждёт встречи с Богом, кто ждёт встречи с Небесным Женихом. «Блюди убо душе моя, не сном отяготися», - и какие страшные слова идут дальше, - «да не смерти предана будеши». Оказывается, умирает душа, которая не ждёт  встречи с Небесным Женихом. Она духовно нищает и постепенно умирает. И уже живёт не по законам христианства, а по стихиям этого мира. Она ищет развлечений, ищет денег, ищет благополучия. И хотя мы носим крестики и осеняем себя крестным знамением, но Господь предупредил нас: «Не всякий говорящий мне «Господи, Господи» войдёт в Царство Небесное, а исполняющий Мою волю» (Мф. 7:21). А как исполнить эту волю? Только в молитве мы соединяемся с Богом. В молитве мы получаем это дарование небесное – благодать Божию, которая сама украшает наш дом, который мы хотим, чтобы посетил Господь – наше тело и нашу душу.

Сегодня, особенно в этот день, мы должны молиться, чтобы Господь открыл наш ум к разумению Священных Писаний. Как ученики три года ходили с ним, и уже после Воскресения Господь открывает им ум к разумению Священного Писания. А до этого всё им было непонятно. Они жили по учениям книжников, фарисеев, которые учили о земном. Господь говорил: «Эти люди чтут меня устами, а сердца их далеко отстоят от Меня» (Мф. 15:8). Сердце – вот Престол Божий, который мы должны отдать Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Мы сегодня пришли, чтобы встретиться с Ним в этом святом храме. А Он говорит: «Сыне, даждь Мне твое сердце, (Притч. 23:26) и Я буду в твоем сердце почивать». Когда мы читаем молитвы и говорим «Царю Небесный, прииди и вселися в ны…»  - должны понимать, что невозможно вселение в такое сердце, где царствует грех, где господствуют законы этого мира; когда люди ищут хлеба и зрелищ, когда люди ищут развлечений, когда непонятно, для чего они живут, – и у них не определены цель и смысл в этой скоротечной жизни, как достижение вечности с Богом.

Желаю сегодня всем нам, дорогие отцы, братья и сёстры, чтобы мы нашли Господа в своей жизни, чтобы встретились с Ним. И эта встреча должна, в первую очередь, произойти здесь, в храме Божием, когда мы приступаем к Святым таинствам, когда слушаем нравоучения, поучения священнослужителей и исполняем всё это в своей скоротечной жизни. Аминь.