25 февраля 2021 Митрополит Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Алексиевском монастыре

25 февраля 2021 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Алексиевском монастыре города Владимира.

23 февраля 2021 Эксперт синодального отдела семьи и молодежи встретился с молодёжью Владимирской епархии В Вознесенской слободе состоялась встреча-тренинг Эксперта синодального отдела семьи и молодежи Ткаченко Руслана с молодежью Владимирской епархии.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Февраль
202020212022
пнвтсрчтптсбвс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
1234567

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти святителя Василия Великого

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день памяти святителя Василия Великого

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Во имя Отца и Сына, и  Святаго Духа! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, братья и сёстры, всех поздравляю с престольным праздником этой святой обители – днём памяти святителя Василия Великого и с днём Обрезания Господня. По теме сегодняшнего праздника мы переносимся в глубокую древность, когда истинные последователи Бога, приняли закон обрезания. Это было болезненное действо, но те, кто верил Богу, это совершали. Чтобы было напоминание о сохранении нравственного, духовного закона.

Сегодня мы читали в Священном Писании, что этот закон заменён на Крещение - духовный закон, когда благодать Святаго Духа отсекает все наши грехи, а человек становится христианином.

Что пишут святые отцы, аскеты, исихасты, делатели Иисусовой молитвы - что же это за обрезание духовное? Это достижение бесстрастия. В святоотеческих  творениях сказано, что бесстрастие очень великое духовное состояние – это почти святость. Но это не святость, это именно бесстрастие. Для того, чтобы достичь бесстрастия, то есть чистоты души, необходимо её освободить от греха, привычек, зависимостей. Сердечный сосуд становится чистым благодатью Божией, но ещё пустым. Ветхозаветные праведники были ещё праведными, но это не было спасительным. Это не было ещё святостью.

А святость, как написано в Священном Писании, это «благодать на благодать» (Ин. 1:16), то есть когда сосуд души человека наполняется благодатью Божией, человек становится духоносным, богоносным, богоподобным существом, подобным во всём Христу. Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16). И мы знаем, что духовные люди, такие, как известные старцы наши Русской Православной Церкви, все они были людьми богоподобными. Сам Христос говорил их устами, Сам Христос находился в их душе. Дух  и разум человека был соединён с Богом. И они были устами Божиими. Они всё предрекали, знали прошедшее, будущее, знали совесть каждого человека, который к ним обращался.

На примере преподобного Серафима Саровского это можно увидеть. Преподобный говорил: «Приходит ко мне человек. Я посмотрю на него и хочу что-то по-человечески сказать. Открываю уста – они исполняются Святого Духа, и совершенно другое говорю: то, что Господь открыл мне про этого человека».

Сегодня мы то, что совершалось в Ветхом Завете, образно переносим на Новый Завет. Что же сегодняшний праздник говорит нам в Новом Завете? Об обрезании сердец наших, об удалении от греха, о стяжании спасающей благодати Божией. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Цель нашей христианской жизни – собирание, стяжание Духа Святого Божьего».

Конечно, в сегодняшний престольный праздник обители – память святителя Василия Великого – мы совершили Божественную литургию, которую он составил. Мы из Евангелия знаем, что Литургия, которую совершил на Тайной Вечере Господь наш Иисус Христос, была очень простая, короткая. Посидели, помолились, Господь преломил хлеб и сказал слова: «Приимите, ядите…» (Мф. 26:26). Потом, когда Церковь получила свободу в IV веке, появляются такие светильники, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, которые нам оставили литургическое наследие. Мы смотрим, кто же был такой Иоанн Златоуст? Оказывается, ученик преподобного Антония Великого. Много лет подвизался в пустыне, аскет, подвижник. Это, действительно, были Божьи люди, которые в своём подвиге получили благодать Божью, стали святыми.

Святитель Василий Великий много сделал для Церкви. И Литургию составил, устав монашеский, исповедь. Литургия его показалась многим длинной, святитель Иоанн Златоуст сократил некоторые молитвы. Не выдерживали люди, в храме выстаивая долгие часы, потому что соединялась Литургия с другими службами., То, что предлагали святые отцы - достаточно для спасения. Они были тайнозрителями духовного мира, сами общались с Богом и нам эти последования спасительных таинств оставили. Как сказано о святителе Василии Великом в тропаре: «человеческие обычаи украсил еси».

Кроме тех молитв, которые вы слышите, которые поёт хор, есть ещё тайные молитвы, которые священники читают в алтаре. И там, действительно, много поучительного. Священник предстоит пред Престолом Божиим. Какие слова произносит он, что он просит у Господа на литургии святителя Василия Великого? Он говорит: «Даруй этим людям, предстоящим здесь, вместо временных – вечное, вместо земных – небесное. Супружество их в мире и единомыслии соблюди». То есть всё, в чём мы нуждаемся как люди, святитель Василий включил в тайные литургические молитвы, и каждый священнослужитель повторяет это на Божественной службе. Молится батюшка, в первую очередь, о своих немощах, потом о вверенной ему пастве. Когда на Литургии есть единодушие священника и пасомых, то достигается большой духовный результат. Мы знаем, что где двое или трое, там Сам Господь приходит и присутствует среди нас (ср. Мф 18:20), и все наши прошения исполняются.

Что такое Кесария Каппадокийская, где жил святитель Василий Великий? Это пещерная страна. Там первые христианские храмы, там первые подвижники. Святитель Василий Великий –  это аскет, это уста Божии, это подвижник благочестия. Для нас святые отцы – это пример и самой жизни христианской и важны их поучения, творения. Важен и чин литургии, которую мы сейчас совершили.

Сегодня я поздравляю отца настоятеля с престольным праздником, братию, которая здесь подвизается, спасается, поздравляю всех вас, кто приходит под своды этого храма, приносит свои пожертвования, заботится о благоукрашении этой святой обители. Дай Бог, чтобы укреплялось наше монашество, укреплялась духовная жизнь. Мы видим, какие трудные времена. Лёгкие времена никто не обещает. И, конечно, каждый человек будет взвешен на весах вечности. Чего будет больше: грехов или добродетелей? Поэтому будем стараться делать добрые дела. Если молитвы нет, покаяния нет, то хотя бы добрые дела вели нас к блаженной вечности.

Желаю себе и всем вам, дорогие отцы, братья и сёстры помощи Божией на нашем пути ко спасению, благодати Божией для нашего очищения и спасения от грехов. Спаситель и пришёл для того, чтобы нас спасти от греха. Поэтому давайте все силы бросать на борьбу с убийцей наших душ – грехом, беззаконием, которое отвлекает нас от Царства Небесного и приучает нас в этой жизни искать цель и смысл. А мы, как христиане, познавшие и полюбившие Господа нашего Иисуса Христа, должны обретать этот смысл и цель в вечности с Господом нашим и Спасителем, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности