18 сентября 2020 Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон встретился с начальником юридического института

18 сентября 2020 года Владимирскую епархию посетил с рабочим визитом начальник Владимирского юридического института ФСИН России полковник внутренней службы Василий Понкратов

18 сентября 2020 Престольный праздник иконы Божией матери «Неопалимая Купина» отметили в с.Кишлеево 17 сентября 2020 года в с. Кишлеево Собинского района отметили престольный праздник храма в честь иконы Божией матери «Неопалимая Купина»

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011

Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день 25-летия обретения мощей преподобной Софии Суздальской

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в день 25-летия обретения мощей преподобной Софии Суздальской

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Досточтимая матушка Игумения, Ваши Высокопрепободия и Преподобия,  дорогие отцы, братья и сёстры,  всех поздравляю с сегодняшними праздниками: Изнесения Честных Древ святаго Животворящего Креста Господня. По одному из церковных преданий именно в сегодняшний день было Крещение Руси. Как считают исследователи: этот праздник не привязан к церковным событиям, и вдруг мы совершаем поклонение Кресту в этот день. Хотя Церковь установила день Крещения Руси в день памяти святого князя Владимира, но, по преданию, именно сегодня наши предки в Киеве приняли крещение и в честь этого даже главная площадь в Киеве названа Крещатиком – там, где происходили великие события, изменившие весь ход истории Киевской Руси.

 Сегодня также мы празднуем 25-летие обретения мощей преподобной Софии Суздальской. Эти святые - наши благочестивые предки по крови и по духу. Я думаю, что сейчас у некоторых из нас течет кровь этих наших святых благочестивых предков, которые похоронены здесь во многих монастырях, при храмах и, самое главное, в Успенском соборе. Сохранились ещё их языческие имена: Изяслав, Мстислав - те, которые они носили до крещения.

И, конечно, самый главный сегодня праздник, посвященный Кресту. Всегда мы служим его в фиолетовых одеждах. Что это означает? Означает время поста, время скорби, время покаяния. Мы понимаем, что произошло спасение рода человеческого именно на это всемирном Жертвеннике – Кресте. И всегда удивляемся Промыслу Божьему: почему именно Крест был необходим для спасения человечества? Разве Всемогущий Господь не мог какой-то другой избрать  способ спасения человеческого рода, чтобы не было этих страданий, унижений, заушений Единородного Сына Божьего, который пришёл на землю и проповедовал Царство Небесное? В Евангелии от Матфея в 6-й главе как Он поучал: вы - соль земли, вы -  свет мира. О чем Он говорил своим ученикам: что надо победить грех, что счастье человека в безгрешной жизни, в святой жизни. Вот это истинное счастье: в соединении с Богом, с Полнотой всяческого во всём.  Он пришёл в обычное человеческое общество две тысячи лет назад и что увидел? «Давайте деньги, давайте мзду, давайте одежду, давайте земное богатство» – всё материальное, чем мы с вами живём и движемся до сих пор. И то, что Он говорил, не нравилось людям, которые жили в то время.  И они решили убить Его. Пусть лучше Он один умрёт, чем мы будем все жить совершенно по-другому. И совершили эту казнь, позорную казнь, которая до сих пор лежит пятном несмываемым на совести всего человечества. И Он показал, что грех настолько сросся с нашей душой, с нашим телом, что без пролития крови, без этой Жертвы невозможно спасение рода человеческого.

Наши святые, в том числе преподобная София Суздальская, показывают, как надо спасаться, как надо избавляться от этого греха, который поработил всё человечество. Недавно мне прислали жития новых святых, святых, которые прославились благочестивой подвижнической жизнью после революции. Разогнали все монастыри, все монашествующие спасались в миру. В Воронежской области, откуда я получил это письмо, был один старец, отец Митрофан Мякинин, он по многим городам ездил, окормлял монашествующих, которые остались без монастырей, всех утешал, руководствовал в духовной жизни. И когда уже почувствовал себя плохо, подготовил трёх священников и передал им окормление этих многих монашествующих по всей России. Один из них - отец Василий Золотухин, обычный приходской священник и тайный монах.

О нём пишет его духовная дочь: «Отец Василий сам вставал в два часа ночи, до четырёх утра он молился один, в четыре утра включал свет, чтобы мы знали, что пора и нам вставать. Мы вставали на молитву в келье до 6 утра. Потом шли в храм. Отец Василий каждое утро совершал Божественную литургию. Храм не отапливался. Был жуткий холод. Я обматывала себя шерстяными платками, и, всё равно, холод проникал до костей. И сам батюшка, когда во время службы брался за Чашу, то иногда падал в обморок от того, что начинались спазмы сосудов от жуткого холода. Однажды я зароптала: «Батюшка, ну можно сделать хотя бы один день перерыв и отдохнуть нам. Мы же каждую ночь молимся и совершаем Литургию в холодном храме». Он мне отвечает: «Принеси календарь». Я приношу календарь. Он говорит:

- Кто там сегодня чтится?

- Мученица Лидия, преподобный Иоанн.

- Что они тебе сказали?

- Да ничего, батюшка.

- А мне они сказали: «Мы достигали Царство Небесное через пролитие крови, через преподобнический подвиг.  И вы идите этим путём»».

Вот оно оказывается как. Мы думаем, что легко, с комфортом, сидя-лёжа, отдыхая, наряжаясь, развлекаясь и потребляя, мы достигнем Царства Небесного. Не тут-то было. Оно достаётся через кровь, через слёзы, через скорби, через страдания и терпение. Вот это путь праведника.

Поэтому сегодня, прикладываясь к святым мощам преподобной Софии Суздальской, попросим её святых молитв у Престола Божия. То, что мы знаем записанного в житии – это лишь малая часть её трудов. Никто не видел её келейных поклонов, слёз, воздыханий, как она умоляла Господа. Но мы видим плоды, что достижимо Царство Небесное.

Я сам видел: в одном монастыре был старец,  вид у его монахинь очень духовный. Я спрашиваю, как матушки спасаются? А он собрал монахинь, схимниц, и говорит: «Они не спасутся». То есть укорил стариц,  своих духовных чад. Почему? Да потому что мирское в нас преобладает. Потому что мы приходим в монастырь и мир приносим с собой. Не Божий мир, а мир, который бушует за порогами обители: приносим с собой обиды, скорби, раздражение, мелочные споры и ссоры. Вот «Я». Я имею гордыню, Меня должны замечать, подчиняться, слушать. Нет. Это всё не Божье. Это всё вражье, то, что мы должны были оставить за воротами обители. А здесь, оставив грехи тяжкие, бороться со своими помыслами, с движениями плоти, с тем, что мешает монашествующему жить, воплощая в себе образ Божий.

Поэтому, взирая на наших наставников, на наших предков по плоти и духу, давайте усерднее их просить о том, чтобы они ходатайствовали пред Господом за нас о нашем исправлении и спасении, и достижении Царствия Небесного. Аминь!

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности