Главная / Новости / Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в Прощёное воскресенье

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона в Прощёное воскресенье

Прииде пост, матерь целомудрия!
Ваши Высокопреподобия, Ваши Преподобия, дорогие отцы, братья, сестры!
Всех поздравляю с началом Великого поста, с началом Святой Четыредесятницы! Сегодня Церковь своим песнопением вспоминает первое райское состояние и пребывание наших прародителей Адама и Евы, и как после грехопадения они были изгнаны из рая, и Адам сидел напротив врат рая и плакал, оплакивая свое преступление. В чем же оно состояло? Казалось бы, невинное деяние – съели яблоко не с того дерева. Оказывается, здесь, в этом дереве, был закон послушания Господу. В раю Сам Господь управлял этим Небесным Государством, и там все было справедливо, там все было в изобилии, и люди должны были совершенствоваться. Но они послушались врага рода человеческого – дьявола и выразили недоверие Богу: «Почему нам запрещают есть с этого древа»? И, вкусив, поняли, что они отпали от Бога, нарушив нравственный закон.
Прошли века, и Господь решил вернуть людей в Царствие Небесное. И когда появился Господь и Спаситель мира Иисус Христос, Он начал свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»! То есть – это Небесное справедливое Государство, где опять все будут равны, все будут иметь полный достаток, всё будет очень и очень хорошо. И естественно, что все мечтают о таком справедливом государстве: и верующие, и неверующие, и те, кто что-то понимают в духовной жизни, и те, кто не понимают. Всем хочется справедливости, всем хочется к себе милосердия и сострадания. Это Царство,- Господь сказал, - внутри нас, потому что не каждый туда войдет, если он не подготовлен. И поэтому Господь предлагает через покаяние входить в это Царство Христово, Царство Небесное. Оно должно созидаться в душе каждого человека. И мы видим, насколько сложно прийти к этому Царству, насколько мелкое сито, которое просеивает все человечество и выбирает только тех людей, которые действительно поверили Христу, пошли за Ним и не соблазняются ни на какие уловки врага рода человеческого. И прежде всего, Господь говорит о бескорыстии. Как говорили отцы: «Сребролюбие – корень всех зол». И многие люди, полюбив деньги, не могут уже полюбить Бога, потому, что Сам Христос сказал: «Не можете служить Богу и мамоне». Это касается каждого человека: и богатого, и нищего, потому что, если приоритет у человека – деньги, материальные средства, экономика, то, конечно, не только человек не приходит к Богу, но и целые государства христианские разрушаются, как мы видим на примере и православной Византии, и России православной. Люди полюбили не Бога, а что-то другое и, конечно, разрушается и сама страна, потому что меняются приоритеты.
Мы говорим о том, что соблюдаем нравственный закон, который дан пророком Моисеем, но этот закон еще начало. Это то, что людей отличает от животного мира. Животные живут инстинктом, а люди, хотя они по физиологии похожи на животных, им дан разум. И чтобы разум не повредился, надо соблюдать эти 10 заповедей святого пророка Моисея, потому что мы, если не соблюдаем, то вообще тогда ни о какой духовной жизни говорить невозможно. И вот Господь дает еще для вхождения в райское состояние, состояние неизбывной радости, он говорит о заповедях блаженства, что те люди будут святы, которые осознали, что Дух Божий не живет в них, те люди, которые проявляют свою кротость по отношению к ближним, которые ищут правды, плачут о своих грехах и прегрешениях. И какая же самая высокая заповедь: «Блаженны изгнанные правды ради». Оказывается, человек, который ищет правды Божией здесь, на земле, он уже не вписывается в это государство человеческое. В Божие Царство такой человек не может войти, он должен здесь претерпеть гонения за правду, иначе он не будет угоден Богу. Его личность не будет сформирована, чтобы прийти к тому, чтобы быть достойным Царствия Небесного. И последняя заповедь говорит о том, что после претерпения всех изгнаний, гонений, притеснений человек уже получает эту Благодать, которая очищает душу, сердце, разум человека, и этот человек получает такую радость, которую никто у нас отнять не может. Это будет свидетельством того, что человек пришел к Царству Небесному.
Сегодня начинается шествие к Небесному Иерусалиму. Мы сегодня первым делом просим друг у друга прощения. Только там, где мир - там может быть Благодать Божия. Если же нет мира в наших общинах, если нет мира в наших семьях, что нам говорить о всей нашей великой России? Мы, христиане, избраны для того, чтобы мир Божий привлекать на землю, а если среди нас нет этого мира, то не может быть мира в человечестве, потому что должны быть лидеры, должны быть люди, на которых мы равняемся, а мы часто служим соблазном этому миру неверующему, незнающему Бога, который лежит во зле и не видит света божественной Правды, которую должны, в первую очередь, нести мы с вами. Разрушаются семьи, потому что воспринимается семейная жизнь, брак не как подвиг крестоношения, а как удовольствия некие. Убивают своих детей ради того, чтобы получить земные наслаждения. Убивают своих детей, вместо того, чтобы давать новые поколения своей стране. Говорят - надо самим пожить, а пожить - значит они довольны и счастливы в этом земном мире, в этой юдоли и сении смертной, им не нужно Царствие Небесное. Они идут на такое страшное преступление, что не делают и животные, хищники, убивая своих детей, не давая нашей стране никакого шанса на будущее.
Сегодня, примирившись, мы начинаем подвиг Великого Поста. Это нельзя назвать подвигом, можно сказать, что это начало христианской аскетики: вот это прощение, потом небольшие молитвы в Храме и дома, поклоны, воздержание в пище. Мы уже говорили о том, с чего начинается пост – с воздержания в пище. Это не только диета, которая действительно очень полезна организму. Вот мы приходим к врачу, заболели, врач говорит – диета вам нужна, ограничивайте жирное, слишком сладкое, слишком соленое. Для чего? Чтобы организм мог сконцентрироваться на лечении болезни. Так и в лечении духовных болезней нам надо организму дать отдохнуть, дать более легкую растительную пищу, для того, чтобы наша душа и тело могли сконцентрироваться на борьбе с нашими страстями, пороками и грехами. И поэтому сегодня мы все вместе, всей общиной, все церковью стараемся не что - то придумывать для себя, а выполнять то, что предписывает нам Святая Христова Церковь. И этого достаточно для очищения души, этого достаточно для возрастания в духовной жизни. Если кто-то что-то не понимает в этом или имеет какие – то немощи, должны подойти к своим духовникам и попросить благословение на Великий Пост, и посоветоваться: Батюшка, как мне правильно соблюдать, вот у меня здоровье слабое или возможности нет, может быть человек все время должен находиться в дороге, поэтому здесь церковь всегда идет навстречу человеку, оказывает снисхождение к его немощи, потому что важен результат. И Господь нам говорит в Евангелии, когда постишься помажь голову свою, умой лицо твое, чтобы видели люди, что ты идешь к Господу, что ты находишься в радостном состоянии, что эта работа над собой дает тебе не уныние и тоску, что дает враг человеческого рода, а то, что это дает Благодать, которая несет с собой радость о Христе Иисусе, Господе нашем. Потому что, совершая подвиги, мы угождаем Богу, и Бог приемлет наш подвиг, наше покаяние и дарует нам свою Благодать, Небесную силу, укрепляющую нас в духовной жизни. И конечно, эти дни мы будем говеть для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн и это тоже будет особое причастие, когда мы тщательно готовимся, чтобы в исповеди, покаянии оставил нас грех, как можно больше очистить свой сердечный сосуд, разум от всяких грехов, тогда Благодать Божия приходит и врачует все в нашей душе. Как сказано в тропаре преподобного Сергия Радонежского: «Тем же и вселися в Тя Пресвятый Дух, Его же действием светло украшен еси»! Не молитвами и подвигами, а привлечением Благодати, которая приходит и тогда уже устраивает все в горнице человеческой души, чтобы все было угодно Богу, как было задумано по Божественному промыслу, чтобы мы были люди богоносные, духоносные, настоящие христиане, которые действительно были бы примером всему миру. Господь говорит об этом, что «Так просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца Вашего, который на Небесах. Аминь!
С Праздником всех, с Прощенным воскресением, с наступлением Великого Поста.
Дай Бог в добром здравии нам всем встретить Светлое Христово Воскресение.
Спаси Господи!
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.
01 марта 2020, Свято-Успенский кафедральный Собор, град Владимир.