21 января 2020 КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ ВО ВЛАДИМИРЕ

В праздничный день Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон отслужил Литургию в Успенском кафедральном соборе.

21 января 2020 АНОНС. ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАСЛЕДИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ: БОГОСЛОВИЕ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА»

27-28 февраля 2020 года Владимирская духовная семинария, при поддержке Учебного комитета, проводит конференцию «Наследие Христианской Церкви: богословие, история, культура». Мероприятие приурочено к 270-летию Владимирской духовной семинарии.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Январь
201920202021
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789

Главная / Новости / Приветственное слово митрополита Владимирского и Суздальского Тихона к участникам регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Боголюбском монастыре

Приветственное слово митрополита Владимирского и Суздальского Тихона к участникам регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Боголюбском монастыре

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

В Свято-Боголюбском женском монастыре прошел  региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

Приветственное слово к участникам чтений произнес Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон:

«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

 Доклад митрополита Владимирского и Суздальского ТИХОНА

на пленарном заседании Владимирских Рождественских образовательных чтений,

посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

__________________________________________________________

 г. Владимир 

Дорогие участники Епархиальных Рождественских чтений!

Наша встреча проходит в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Войне, которая унесла десятки миллионов жизней людей различных национальностей и различного вероисповедания. История Великой Отечественной войны показывает нам, что победа над врагом была достигнута только благодаря единству и согласию в народе.

Исходя из религиозного сознания, что Бог – Отец всех, присущего подавляющему числу людей и лежащего, по сути, в основе общественного сознания, можно утверждать, что все человеческое сообщество – это мир Божий, единая человеческая семья. Но, к сожалению, и в единой человеческой семье есть разделения, разногласия, а порой и распри, и серьезные вооруженные конфликты, войны.

Земные войны, порожденные гордыней и противлением воли Божией, суть отражение брани небесной. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – греха, порождающего братоубийственную ненависть. И Святая Христова Церковь во все времена с глубочайшим почтением относилась к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних, оберегали свою страну, относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Русская Православная Церковь на протяжении своей тысячелетней истории неоднократно переживала со своим народом беды и тяготы военного времени. Страницы отечественной истории наполнены примерами живого и действенного патриотизма духовенства и мирян. Его преемственность прослеживается от славных деяний древности до наших дней.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала серьезным испытанием для Русской Православной Церкви. Ее история в этот военный период неотделима от гражданской истории общества.

22 июня 1941 года совпало с праздником Всех святых, в земле Российской просиявших. В первый же день войны Русская Православная Церковь в лице Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), переживающая невиданные по масштабу гонения от безбожных властей, нашла силы занять патриотическую позицию и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве.

Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!».

В тот же день митрополит Сергий составил свое Послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это Послание послужило началом широкой патриотической деятельности Церкви: «Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им по плоти, и по вере».

Послания Предстоятеля Церкви (а их за период войны было свыше 20) носили не только консолидирующий характер, но имели и разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Московского Патриархата по отношению к захватчикам и войне.

Особое внимание в своих посланиях митрополит Сергий уделял верующим, оказавшимся на временно оккупированных территориях. В январе 1942 года в специальном обращении Патриарший Местоблюститель напомнил православным, чтобы они, находясь в тылу врага, не забывали, что они – русские, и сознательно или по недомыслию не оказались предателями своей Родны.

Митрополит Сергий не был одинок в своем призыве к православному народу. Ленинградский митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх, призывал верующих «жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой Родины». В своих посланиях он прежде всего писал о патриотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу… Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом».

С патриотическими посланиями к пастве обращался и другой ближайший сподвижник Местоблюстителя митрополит Николай (Ярушевич), который часто выезжал на передовую, совершая богослужения в местных храмах, произнося проповеди, которыми утешал исстрадавшийся народ, вселяя надежду на всемогущую помощь Божию, призывая паству к верности Отечеству.

Война потребовала мобилизации всех ресурсов нашей страны: материальных, физических, моральных и духовных. Миллионы верующих сражались на фронте и трудились в тылу. Иерархи, священники и миряне не  ограничивались только  молебнами о даровании победы Красной армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу.

5 января 1943 года митрополит Сергий сообщал в телеграмме верховному главнокомандующему И. Сталину о начале сбора средств на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского. На строительство танков Т-34 было собрано свыше 8 миллионов рублей.

Верующие Советского Союза горячо отнеслись к призыву о сборе средств на нужды фронта, на поддержку раненых бойцов. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно, заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, носков, перчаток, белья. «Так внешне материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не приняли бы участие в защите Родины», – сообщал один из московских священнослужителей в письме к митрополиту Сергию.

Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский». Если учесть, что к началу Великой Отечественной Православная Церковь в СССР была почти полностью разгромлена, это можно назвать поистине чудом.

Сбор средств в Фонд обороны, на подарки красноармейцам, помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составляли основную часть внешней деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Но была и еще одна, важнейшая форма деятельности – молебны о победе русского воинства. Такой молебен впервые отслужил Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве.

Одним из величайших молитвенников в годы войны был иеросхимонах преподобный Серафим Вырицкий, подвизавшийся в поселке Вырица под Ленинградом. В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона преподобного была укреплена на яблоне в саду пожилого схимника. Сама яблоня росла у большого гранитного камня, на котором старец, по примеру своего небесного покровителя, совершал на больных ногах многочасовые моления.

Нельзя подсчитать, сколько представителей православного духовенства погибло на этой войне. Особой памяти и уважения последующих поколений заслуживают верующие блокадного Ленинграда, все отдавшие на алтарь Победы. В нечеловеческих условиях блокады люди не только не теряли свой человеческий облик, но и делали все возможное для помощи ближнему. Все восемь храмов города не закрывались ни днем, ни ночью. Митрополит Алексий ежедневно совершал литургию. По личному распоряжению Сталина ему выдавали вино и муку. Просфоры пекли с двухкопеечную монету. Будущий Патриарх жил в храме на хорах.

Подлинный героизм в годы войны проявило и столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства. За три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 миллионов рублей.

Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. Так, уже побывав в семилетнем заключении в Фергане, заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам войны лейтенант С.М. Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Наместник Псково-Печерского монастыря в 1950–1960 гг. архимандрит Алипий (Воронов) воевал все четыре года, оборонял Москву, был несколько раз ранен и награжден орденами.

Вспомним и героя Советского Союза, защитника Сталинграда Ивана Павлова, будущего духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла, недавно почившего. 

Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком. Когда в 1943 г. он вернулся к священнослужению, на груди его блестела медаль «За боевые заслуги».

Протоиерей Борис Васильев, до войны диакон Костромского кафедрального собора, в Сталинграде командовал взводом разведки, а затем сражался в должности заместителя начальника полковой разведки.

В докладе председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова секретарю ЦК ВКП (б) А.А. Кузнецову о состоянии Русской Церкви от 27 августа 1946 г. указывалось, что многие представители духовенства награждены орденами и медалями Великой Отечественной войны.

Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти. Переоценка происходила не только на уровне рядовых граждан, но и на уровне правительства. Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, сохранила Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.

Сегодня, как и всегда, миротворчество является важнейшей задачей Церкви Христовой: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Новозаветный призыв к миротворчеству опирается на личный пример Спасителя и Его учение: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Наше миротворчество зиждется на патриотизме, воспитанию которого  необходимо уделять самое пристальное внимание. Президент России Владимир Владимирович Путин в ходе встречи с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания, которая состоялась 12 апреля 2012 года, отметил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре… Это ответственность за свою страну и ее будущее».

Русская Православная Церковь сегодня стремится осуществлять свое миротворческое и патриотическое служение, противостоит пропаганде войны и насилия, терроризма, экстремизма и других различных проявлений ненависти, способной спровоцировать братоубийственные конфликты. Сегодня, спустя 75 лет после Великой Победы, стала вновь востребована правда о той войне, о которой необходимо напомнить миру. Не надо бояться клеветы, которая широким фронтом развернулась против великого подвига нашего народа. Для того, чтобы ей противостоять, необходимо единство народа, а для него – вера в Бога, Божий промысл и великое значение Русской православной цивилизации.

Сердечно благодарю всех участников чтений за внимание и желаю благословенных успехов нашему народу-победителю!

По материалам сайта sv-bogolubovo.ru.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности