21 сентября 2019 В соборе Рождества Пресвятой Богородицы Суздальского кремля прошли престольные торжества

20 - 21 сентября 2019 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совершились праздничные богослужения в Богородице-Рождественском кафедральном соборе города Суздаля.

20 сентября 2019 В день иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в Собинском благочинии совершено соборное богослужение

17 сентября 2019 года, в день иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина", престольный праздник храма села Кишлеево, духовенство Собинского благочиния совершило Божественную литургию.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Сентябрь
201820192020
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456

Главная / Новости / К 75-летию возобновления богослужения в Успенском кафедральном соборе и возрождения Владимирской епархии. 1944-2019 гг.

К 75-летию возобновления богослужения в Успенском кафедральном соборе и возрождения Владимирской епархии. 1944-2019 гг.

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

К 75-летию возобновления богослужения в Успенском кафедральном соборе
и  возрождения 
Владимирской епархии. 1944-2019 гг.

иеромонах Варфоломей (Минин),

кандидат исторических наук, доктор теологии,

доцент кафедры философии и религиоведения,

Владимирский государственный университет.

   

В многогранной истории Владимирской земли особое место занимает история Православия как её неотъемлемая и неразрывная часть. С особой яркостью это отразилось в минувшем столетии, в годы гонений против религии и всех без исключения носителей религиозного мировоззрения и миросозерцания, включая духовенство и мирян, мужчин и женщин, взрослых и детей. Именно в эти годы Церковь показала на деле глубину и точность слов Христа, что все силы ада и зла, направленные на уничтожение Церкви, «не одолеют Её" (Мф. 16, 18).

     В самое сложное время исторического бытия нашего земного Отечества, когда решался вопрос существования самой России и русского народа, в годы Второй Мировой войны начинается возрождение церковной жизни, её канонического устройства и восстановление деятельности Владимирского епархиального управления, прерванного насилием богоборческой идеологии. Эти процессы нормализации жизни Церкви и народа Божия совпали с возобновлением богослужения в Успенском кафедральном соборе, возрождения Владимирской епархии и  восстановлением статуса Владимира в качестве административного центра и новым возрождением Владимирской области в её историческом преемстве с Владимирской губернией и одноименным удельным княжеством.

Революционные потрясения 1917 года вызвали за собой глобальные изменения, включающие в себя административные реформы.  Границы Владимирской епархии в 1917 году совпадали с административно-территориальными границами Владимирской губернии. Революционные события 1917 года повлекли за собой изменения административно - территориального деления России, что привело к необходимости уточнения границ епархий Русской Православной Церкви. 21 сентября 1917 года из Владимирской губернии в Московскую были переданы из состава Покровского уезда село Орехова и местечко Никольское. По инициативе М.В. Фрунзе в 1918 году образуется Иваново-Вознесенская губерния. От Владимирской губернии в ее состав отошли Шуйский уезд, отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов. В 1921 году к Шуйскому уезду была присоединена северная часть Вязниковского уезда. В 1920 году из состава Владимирской епархии была выделена Ивановская епархия.[i] В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губернии перешли в ведение Московской и Нижегородской губерний. В течении 20-х гг. ХХ века Владимирская губерния постоянно уменьшалась в своих размерах, уступая свои уезды и волости близлежащим губерниям.

В 1927 г. Успенский кафедральный собор  был закрыт для богослужения.
В соборе был организован церковный подотдел Владимирского исторического музея.
Основным трендом в сфере административно-территориального деления становится укрупнение регионов.
14 января 1929 года была учреждена Ивановская промышленная область. В ее состав вошли Иваново-Вознесенская, Владимирская и Костромская губернии.

В связи со сложностью церковно-государственных отношений в указанный период и экстремальными условиями деятельности церковного управления Церковь руководствуется каноническими установлениями. Это касается учреждения Ивановской епархии из состава Владимирской, а также вопросов церковного управления. В начале управление частью Владимирской епархии, отошедшей в административно-территориальном отношении в состав новой губернии осуществлялось в рамках Иваново-Вознесенского викариатства. 
Упразднение Владимирской губернии в 1929 году, как и дальнейшее её воссоздание в 1944 году,  неразрывно связано с вектором внутренней политики новой власти. Древние центры русской государственности, культуры и национального самосознания, такие как Владимир, Великий Новгород и другие, были сознательно лишены своего высокого статуса, ввержены строителями «нового мира» в пространство исторического ничтожества. Административная реформа 1929 года носила ярко выраженный русофобский и антиправославный характер, что характеризовало  собой последовательную борьбу государственной власти с проявлением национального сознания русского народа и его православного  религиозного мировоззрения. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. Атеистическую политику «безбожных» пятилеток остановили грозные события Второй мировой войны. Первым в 1941 году воззвал народ на защиту Отечества митрополит Сергий (Страгородский). Осенью 1941 г. Князь-Владимирский кладбищенский приход г. Владимира собрал средства на танковую колонну. В 1942 г. И. В. Сталин прислал благодарность Каику - священнику Казанской церкви за передачу в фонд обороны 100 тысяч рублей личных средств. После возрождения Владимирской епархии в 1944 году значительный вклад в Победу внесли священнослужители и миряне Русской Православной Церкви. В адрес епископ Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) И.В. Сталин как Верховный Главнокомандующий  неоднократно посылал телеграммы, которые вывешивались под стеклом на стенах Успенского собора. Позднее была установлена постоянная мемориальная доска с благодарностью И.В. Сталина, которая во времена «хрущевской оттепели»  была снята по требованию властей. Грозные бури военного лихолетья заставили земных правителей изменить свою политику в отношении Церкви. Своеобразным манифестом изменения внутренней политики государства стала речь И.В. Сталина «За русский народ!» 24 мая 1945 года на кремлёвском приёме в честь командующих войсками Красной Армии в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.[ii]

Исследователь из г. Орел  А.Ю. Саран указывает на изменение внутриполитического курса высшего руководства СССР: "Обращает на себя внимание дата очередной реформы АТД. Летом 1944 года судьба войны была практически решена...Пришла пора подумать о послевоенном устройстве страны, естественно, что И.В. Сталин должен в первую очередь подумать о прочности собственной власти...»[iii]
Новые укрупненные административно-территориальные единицы показали свою громоздкость, неэффективность и сложность в управлении. Ещё в послевоенный период, со второй половине 1930-х годов начался обратный процесс разукрупнения  территорий. Так 11 марта 1936 года из состава Ивановской промышленной области была выделена как самостоятельная Ярославская область. Сам Ивановский регион стал называться просто Ивановской областью. Процесс новой административной реформы приостановила война. В 1943 году началась вторая фаза процесса "разукрупнения «больших» областей и краев, возникших в 1920-е годы.[iv] Административно-территориальная реформа 30-40 гг. XX века была многовекторна. Реформа ставила перед собой целый ряд политических и экономических задач. В их числе вопросы экономического характера в создании новых административно-территориальных образований на освобождённых и присоединённых к СССР территориях.   Вопросы внутриполитического плана при упразднении национально-территориальных образований, связанных с депортацией ряда народов, обвинённых государственной властью в пособничестве нацистской Германии в годы Второй мировой войны. Особое место занимает восстановление административного статуса ряда коренных русских областей, лишенных этого статуса в 20-е годы ХХ столетия. Учитывая особую специфику восстановления древних исторических русских регионов, таких как Ярославская, Владимирская, Псковская, Новгородская и Костромская области, можно говорить об особой внутриполитической задаче, которую решали данные территориальные преобразования. Выводы историков о новой тенденции разукрупнения административно-территориальных единиц как проявление изменения внешнеполитического курса и новых церковно-государственных отношений подтверждает оценка этих изменений, восстановления Владимирской области Георгием Николаевичем Пальцевым, бывшим с августа 1944 по январь 1947 года  первым секретарём Владимирского обкома Коммунистической партии.

По сути, именно  на его плечи легла забота по становлению Владимирской области и Владимира как областного центра во второй половине 40-х годов  XX века.[v] 
Во время встреч с общественностью Г.Н. Пальцев характеризирует создание Владимирской области как одно их проявлений заботы государства о сохранении культурно-исторического наследия русского народ.[vi] Описывая областной центр – город Владимир, Г.Н. Пальцев говорит: «Сейчас это город контрастов: с одной стороны полуразрушенное городское хозяйство, с другой — город отличается исключительной красотой древне-архитектурных памятников. За последнее время к нам началось паломничество. Во Владимир приезжали такие видные люди, как архитектор Иоффе, виднейший знаток древней живописи академик Грабарь, академик Гольд, академик Капица, приезжали и другие лица, изучающие древнюю культуру великого русского народа. Среди них были такие, которые объездили полмира. Эти люди прямо заявляют, что города Владимир, Суздаль имеют такие шедевры древне-русской архитектуры, которые своей красотой и совершенством могут прославиться на весь мир, на всю страну. У нас знают и говорят об этом все, но как следует заниматься городом, никто не думает. К сожалению, Владимир не исключение. Не в лучшем состоянии находится Суздаль, еще большую тревогу вызывает опасение за сохранность архитектурных памятников в городах: Александрове, Юрьев-Польском, Гороховце — все эти города известны в нашей истории, их названия связаны с великими делами в истории русского народа».[vii] 

14 августа 1944 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР была образована Владимирская область.
Начинается внешнее благоустроение «старой-новой» областной столицы. Уже в годы войны в 1944 г. происходят работы по благоустройству Владимира как областного центра. В эти годы был устроен сквер по Первомайской (ныне Никитской) улице. По периметру парка Липки появляется чугунная ограда. Начинается работа по асфальтированию улиц.  В частности асфальтовое покрытие получает Большая улица Владимира. Открывается учительский институт. Начинаются реставрационные работы на памятниках истории и культуры. Был разработан генеральный план реконструкции города, главным консультантом генплана был И. Э. Грабарь. Происходит озеленение города. Весной 1945 и 1946 гг. жителями города Владимира было посажено свыше 14 тысяч деревьев и 37 тысяч кустарников. СНК СССР выделил 30 млн. рублей на строительство и благоустройство города Владимира. 

Тем ни менее 31 января 1947 г. решением бюро Владимирского обкома партии, принятым под давлением московской комиссии, утвержденным постановлением ЦК партии Г. Н. Пальцев был снят с должности с формулировкой «За недостатки в работе и притупление партийной бдительности». Личная встреча Г.Н. Пальцева с И.В. Сталиным 8 января 1947 года[viii] не изменила его участь в режиме послевоенных чисток, но возможно сделала их максимально безболезненными. В дальнейшем Г.Н. Пальцев занимал руководящие посты на фронте хозяйственной деятельности. Умер 6 ноября 1964 года в Москве и был  похоронен на Новодевичьем кладбище. В восстановление Владимирской области внёс значительный вклад Василий Васильевич Сыроватченко как председатель Владимирского облисполкома.
На фоне этих внешних изменений происходит внутренне преображение Владимирского края. Восстанавливаются храмы  и регулярное богослужение. Начало этому положило восстановление  в 1943 году Патриаршего управления в Церкви. В 1944  году началось церковно-каноническое возрождение Владимирской епархии.
Центром Владимирской епархии был город Владимир. Упразднение Владимирской губернии в 1929 году, как и дальнейшее её воссоздание в 1944 году,[ix] неразрывно связано с вектором внутренней политики новой власти.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. происходит изменение внутренней политики советского государства, вынужденного считаться с религиозным фактором. Это отражается в восстановлении в качестве административных центров древних русских городов, таких как Великий Новгород, Владимир и другие. 14 августа 1944г. указом Президиума Верховного Совета СССР создается Владимирская область.
В настоящих границах, совпадающих с границами Владимирской области, Владимирская митрополия  существует с момента последнего административно-территориального преобразования 1944 года. 
Первым послевоенным архиереем на Владимирской кафедре был архиепископ Онисим (Фестинатов).

17 марта 1944 г. – общим собранием верующих г. Владимира священник Сергий Фестинатов был избран на должность настоятеля Успенского кафедрального собора г. Владимира и 19.04.1944 г. утвержден в этой должности указом Святейшего Патриарха Сергия.
Святейший Патриарх Сергий на приёме у председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова 4 мая 1944 года поставил вопрос о назначении священника Сергия Фестинатова «в качестве епископа Владимирской и Ивановской епархий». Г.Г. Карпов поддержал это обращение и указал, что «со стороны совета возражений нет». 
14 июня 1944 г. указом Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) священнику Сергию Николаевичу Фестинатову, по пострижении в монашество, определено быть епископом Владимирским и Суздальским, временно-управляющим Ивановской епархией. 
24 августа 1944 года в Крестовой Патриаршей церкви Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) он был пострижен в монашество с именем Онисим. 
27 августа 1944 г. состоялась архиерейская хиротония владыки Онисима во епископа. Архиерейскую хиротонию совершили Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) и  епископ Ташкентский и Среднеазиатский Кирилл (Поспелов).
Кроме управления Владимирской епархией на епископа Онисима (Фестинатова) было возложено управление Ивановской епархией (до 1946г.).   25 февраля 1956г. владыка Онисим (Фестинатов) был возведен в сан архиепископа. 

На Владимирской кафедре владыка Онисим (Фестинатов) пребывал 26 лет.
В эти годы возрождения Владимирской епархии в 1945-1946 гг. в г. Муроме в Благовещенском соборе совершал свое служение в сане иеромонаха будущий Патриарх Пимен.
Возвращение Успенского собора во Владимире в 1944 году Владимирской епархии было радостным и значительным событием для всей Русской Православной Церкви. В ответ на запрос Ивановского областного совета по вопросу возобновления службы в Успенском соборе председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов дает свой ответ, датированный  15 марта 1944 г.: «1. Сообщаю Вам, что Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР постановлением от 5 февраля 1944 г. разрешил открыть Успенский собор, согласно представлению облисполкома по заявлению группы верующих; 2. Решение Совета об открытии Успенского собора одобрено СНК СССР (распоряжение СНК СССР № 5474-рс от 11 марта 1944 г.) . Комитет по делам архитектуры при СНК СССР в целях сохранения от порчи ценнейших фресок А. Рублева, считает, что богослужение в древнейшей части собора XII в. может производиться только в летнее время. Круглый год совершать богослужение можно только в пристройке к собору, в бывшем Георгиевском приделе»[x].
Печальное состояние Успенского собора описывает в своих воспоминаниях врач М.М. Мелентьев:

«Город мне нравится, и народ крепкий, русский, окающий тоже нравится. Когда бываю в городе, непременно заворачиваю к Успенскому собору, вглядываюсь в него и вспоминаю рисунок собора Володи. Собор в тяжелом состоянии. Текут желоба, частично побиты стекла, но, Боже мой, до чего он хорош. Изумительно хорош! Внутри не был. Доступ туда затруднен...» (из воспоминаний врача Михаила Михайловича Мелентьева
25 мая 1943 г. )

Собор был возвращен властями по договору. Договор предусматривал проведение за церковные средства ряда неотложных ремонтно-восстановительных работ. Церковь оказалась перед печальным фактом - период владения церковной собственностью музеем и управлением культуры с 1926 по 1944 гг. привел белокаменный памятник в аварийное состояние. 4 апреля 1944 г. настоятель Успенского собора священник Сергий Фестинатов (будущий владыка Онисим), староста собора Воронин получили ключи и вместе с директором музея Екатериной Киселевой увидели его состояние. Архиепископ Онисим (Фестинатов) вспоминает как они - церковные люди, «были поражены необычайной загрязненностью пола, стен, алтарей, иконостаса. Все стены собора были покрыты пылью, паутиной, местами льдом, даже фресковая живопись подверглась местами обледенению и представляла печальный заброшенный вид. Было больно до слез видеть нашу общерусскую Святыню в таком жалком состоянии и с разбитыми окнами».[xi]
К празднику Благовещения Успенский собор был приведен в должное состояние, окна его были застеклены. Мощи святых угодников Божиих, Владимирских чудотворцев были облачены в приличествующие их положению одежды.
Вечером 7 апреля 1944г., в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, было совершено освящение Собора и в нем возобновилась церковная богослужебная жизнь. 
Владимирский горисполком создал комиссию, которая обследовала Собор и составила акт, где описаны дефекты и определены сроки их ликвидации- 1944-45гг. 
В 1945г. комиссия, в состав которой входили академик И.Э. Грабарь, профессор Н.П. Сычев, констатировали тяжелое состояние фресковой стенописи Собора.[xii] С 1946 по 1948гг. были произведены дополнительные исследования состояния фресок.
В 1944г. после наступления теплых дней стены Собора были побелены, окрашена кровля и устроены водосточные трубы по углам.
В ходе ремонта Успенского собора, Георгиевского придела и колокольни в 1944-45гг. было затрачено Церковью 1271832 рублей 11 копеек.[xiii] Работы 1944-45гг. не затрагивали вопрос о реставрации фресок и иконостаса Успенского собора.
В 1947г. Владимирский областной отдел архитектуры представил смету на приведение в порядок ограды собора, дорожек и лестниц на сумму в 104000 рублей за счет общины.
В 1949г., по благословению Владыки Онисима, община Успенского собора проводит ремонт кровли Георгиевского придела, ее окраске, промывке живописи и перекладке печей, затрачивая на эти работы денежную сумму в 90000 рублей.[xiv]
Договор 1944 г. о передаче Успенского собора Церкви предусматривал в числе прочего в пункте 24 обязанность «Арендатора» (общины верующих) после получения проекта реставрации произвести «работы в соответствии с ним». 
Передача в 1944г., в тяжелые дни Великой Отечественной войны древнего Успенского собора Церкви спасло его от уничтожения вследствие равнодушия нецерковных светских кругов к этой православной всерусской святыне. На свои скудные средства Церковь в условиях гонений и недоброжелательности со стороны государственных властных структур и подчиненных им учреждений науки и культуры осуществляет возрождение Собора, проводит неотложные ремонтно-восстановительные работы. Официальная идеология вступала в противоречие с самыми важными требованиями послевоенного периода, требующего объединения граждан в деле восстановления Отечества, сохранения и преумножения культурно-исторического наследия. Это положение часто усугублялось рвением не по разуму местных чиновников от власти и «культуры». В деле спасения и возрождения древнего собора объединились все верующие люди, наиболее совестливые и образованные представители местной интеллигенции. Николай Петрович Сычёв, бывший директор Русского музея, оказавшийся в годы войны во Владимире в ссылке, внес значительный вклад в реставрацию Успенского собора и фресок преподобного Андрея Рублёва.
Н.П. Сычёв во Владимир заложил основы художественной реставрации.

Безусловно, исключительным является вклад Владимирского Архипастыря - Владыки Онисима, который вложил много труда в очищении и ремонта собора, «сам принимал участие в уборке сора и хлама, подавляя в себе скорбь и гнев при виде такого разрушения».[xv]

Противоречивая, трагическая и великая история России ХХ столетия, как в капле чистой воды, отразилась в истории Успенского собора, ставшего символом мужество, терпения, смирения, мученического и  исповеднического служения христиан в годину гонений.

Советский период отечественной истории особый этап, имеющий свои черты и проблемы. За краткий 70-летний отрезок времени были трансформированы и использованы различные историософские схемы, отразившиеся в тысячелетнем историческом пути Руси. Так в начале становления единого государства, объединившего восточнославянские и иные племена в общем духовном пространстве, княгиня Ольга и князь Владимир сформулировали идеал Святой Руси, идеал христианской святости как цель и смысл существования народа. В переломные годы XIV века, дни падения Константинополя Москва осознала себя Третьим Римом,  хранительницей и защитницей Православия. В начале XVIIIстолетия Пётр Великий определил для Российской империи идеал Великой России, могущественного европейского государства. За краткий 70-летний отрезок новая советская государственность  от идеологии III Интернационала, мировой революции, где России доставалась значение «слабого звена» в ряду революционных потрясений, перешла к идее Великой России. В рамках этой новой советской идеологии в 1944 году и произошло возвращение Владимирской области её утраченного значения коренной русской области.
[i] Федотов А.А. Из истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Церковно-историческое сочинение.-Иваново:2002.-С.115
[ii] Сталин И.В. Выступление И.В. Сталина на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, 24 мая 1945 г.// Сайт Военно-исторического общества. История.РФ Url/ https://histrf.ru/lichnosti/speeches/b/tost-za-russkii-narod
[iii] Саран А.Ю., Большая Орловщина. История административных границ. (1566-2012), Орел, 2013, С..64-65
[iv] Тархов С., Изменение административно-территориального деления России в XIII—XX вв.//Логос, 1(46), М, 2005, стр.84
[v] Пальцев, Г. Н. Владимирская область в четвертой пятилетке [Текст] / Г. Н. Пальцев. - 2-е изд., доп. - Владимир : Отд. пропаганды и агитации Обкома ВКП(б), 1947 (тип. Упр. по делам полиграфии и изд-в). - 103 с. : ил.; 20 см.
[vi] Пальцев, Г. Н. Очередные задачи областной партийной организации [Текст] : Доклад на собрании обл. парт. актива 20-го окт. 1944 г. / Г. Н. Пальцев, секретарь Владимир. обкома ВКП(б). - Владимир : Газ. "Призыв", 1944 (Тип. "Кр. Октябрь"). - 31 с.; 20 см.
[vii] Георгий Николаевич Пальцев//Сайт «Любовь безусловная». Url. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/m/37-1-0-4165
[viii] Именной алфавитный указатель посетителей кремлевского кабинета И.В. Сталина (1924-1953 гг.)// http://istmat.info/node/28706
[ix] Указ от 14 августа 1944 года об образовании Владимирской области в составе РСФСР// «Ведомости Верховного Совета СССР» 1944 г. № 43
[x] ГАВО. Ф. Р-632. О. 2. Д. 2. Л. 5, 5 об.
[xi] Архив Владимирской епархии [ АВЕ], ф.7 “Переписка”, Д. Переписка с канцелярией Патриарха.-Рапорт от 18.10.1065г.-Л. 2.
[xii] Архив Владимирской епархии [ АВЕ], ф.7 “Переписка”, Д. Переписка с канцелярией Патриарха.-Рапорт от 14.09.1062г.-Л. 2.
[xiii] Минин Сергий диакон,  Сидоров Андрей  чтец . Сердце земли Владимирской. К истории передачи Церкви Свято-Успенского кафедрального собора // Свет невечерний, 2002,№ 3.- С.52
[xiv] Минин  Сергий диакон, Сидоров Андрей чтец. Сердце земли Владимирской. К истории передачи Церкви Свято-Успенского кафедрального собора // Свет невечерний, 2002,№ 3.- С.53
[xv] Архив Владимирской епархии [ АВЕ], ф. ”Архиерейский”, Д. Архиепископа Онисима.-Речь В.А. Лебедева к 25-летию Архиерейской хиротонии Арх.Онисима.-Л.2.

 

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности