28 мая 2017 Обращение Высокопреосвященнейшего Митрополита Евлогия на день святых икон Божией Матери

Высокопреосвященнейший Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогия выступил с праздничным обращением по случаю дня святых икон Божией Матери.

27 мая 2017 Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий утвердил программу Крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери

По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия состоится торжественный Крестный ход с чудотворным образом Боголюбивой иконы Божьей Матери.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Май
201620172018
пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Главная / Статьи и публикации / О христианском воспитании

О христианском воспитании

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное


        Владимирская семинария с момента ее основания (1750 г.) считалась одним из важных образовательных и воспитательных центров России, кузницей надежных и основательных кадров.
     Многие воспитанники семинарии стали педагогами-учеными, целиком посвятившими себя проблемами образования и воспитания, и создавшими свои методы воспитания.
      Как известно, к середине 19 века в России сложилось два направления пути развития: западники и славяно-филы. Западники ориентируются на западные ценности, и акцент делают на развитие науки и техники. Воспитание рассматривают как обучение. Считали, что только знания помогут человеку достичь желаемых успехов, духовность в этом случае оказывается совершенно излишней. Конечно, значение науки и образования в обществе нельзя отрицать. Ещё Аристотель утверждал, что человек – это политическое животное и вне общества он дикий зверь. Однако наука и техника не способны сделать человека нравственным и счастливым.
     Образование – это вочеловечивание, предлагающее созидание и самосозидание личности, приближающейся к идеальному образу. Видение такого образа у верующих связано с Богом, а у неверующих с неким рациональным идеалом, сдобренным поэзией и социальными стремлениями.
     Истоки антирелигиозного воспитания связаны с признанием в ребёнке великих даров. Дитя появляется на свет совершенно добрым, неиспорченным. Человеческая душа – это чистая доска и всё зависит от образования и воспитания. Эта линия идёт от Аристотеля, получила развитие в учении Ж.Ж. Руссо (18 век), в философии Дж. Локка (17 век), у Л.Н. Толстого  и др. и легло в основу советской педагогики.  Здесь заложена демократическая идея: люди от природы все равны и неиспорченны, и утверждается формула «воспитывающего обучения», где главным является развитие интеллекта.
     В советское время всё воспитание и образование было политизировано, то есть нацелено на воспитание ненависти к «врагу» и любовь к партии. Формирование нужного партии человека мыслилось с помощью «всестороннего»  развития мировоззрения под контролем партии. Воспитание стало составляющей частью программы партии. Любая самостоятельная мысль стала государственным преступлением, караемым смертью или пожизненной каторгой.
      Наследие такого образования и воспитания мы имеем в настоящей России. Ныне много знания, но мало воспитания. Да и знаний не очень много, идет оскудение ума и сердца. Появляются «безликие существа», люди самонадеянные, презрительно относящиеся ко всему духовному, извлекающие выгоду из всего любыми способами, даже если это требует нарушения нравственных норм. Живут по принципу: «все средства хороши для достижения цели». Сердца таких людей засорены греховными пристрастиями и похотями. Только с помощью религии можно остановить в человеке чрезмерное стремление к роскоши, развлечениям, породивших множество искусственных потребностей и эгоистические помыслы.  Ещё немецкий философ  И. Кант утверждал, что наука не способна сделать человека нравственным, счастливым и свободным. Будучи энциклопедически образованным, человек может оказаться безнравственным. Нравственность и образование не совпадают, если полученные знания не затрагивают жизнь души, не затрагивают и не развивают её. Разум в отрыве от сердца становиться бездушным, бессердечным,  холодным, жёстким и расчётливым. Но когда ум сводиться в душу и сердце, тогда человек приобретает утраченное целомудрие (целостное восприятие мира).
     Философ Древней Греции Платон утверждал, что ум обременён душой и должен возрастать вместе с душой. Душа через ум видит истину (умственное зрелище истинного бытия – у Платона – это мир идей). И тогда естественный свет разума (Свет Истины) наполняет душу светом и делает её пресвященной (наполненной светом). Хочется добавить слова древнегреческого философа Гераклита: «Многознание уму не научает». Можно много знать, но эти знания не дают понимания и не развивают душу. К этому можно добавить слова Н.Г. Чернышевского: «Человек при уме и образованности, но лишенный эстетического чувства – всё-таки скотина». Необходимо развивать музыкальное ухо. Художественный глаз и все высшие чувства души, чтобы стать человеком.
     Здесь большую роль играет культура. Практическая задача культуры – преодолеть распад  духовных сил человека. Культура в себе самой несёт ценность, содержит в себе неисчерпаемый запас духовных возможностей, из которых каждый человек черпает то, что ему нужно. Культура творится прежде всего в душе (заставляет переживать), а потом в голове. Задача человека – творить культуру, озарять землю светом истины, добра и красоты. Павел Флоренский говорил о круглом мышлении, в котором Истина, Добро и Красота в единстве и разрабатывал метод «многообразия единства», который эффективно используется в современной науке – синергетике.
     В противовес западникам славянофилы считали, что фундаментом для воспитания должна стать религия. Отрыв воспитания от религиозных мотивов приводит к опасному опустошению души. Славянофилы разрабатывают специальные программы, с помощью которых можно воздействовать не только на ум. Но и на душу человека. То есть способствовать развитию духовности. При этом акцент делается именно на нравственное воспитание. Поэтому выдвигается формула «обучающего воспитания». Воспитание должно стоять на первом месте и вмещать в себя обучение. Главное – необходимо преодолеть господствующую традицию целостного развития человека. Не всё в человеке подлежит раскрытию, многое надо искоренять и подавлять. В человеческой природе заложено много растлевающих и дурных начал, которые мешают людям идти к истине и добру. Если не исторгнуть злой корень, то он принесет плод по роду своему. Вместо саморазвития получится саморастление. Пшеница растёт с плевелом. Ф.М. Достоевский показал, что добро и зло – в сердце человека. В природе человека есть первородный грех, поэтому человеческая душа - это не чистая доска, и педагогический натурализм является легкомысленным. Кроме того дитя появляется на свет, заражённым наследственными грехами. Грехи юности родителей часто самым горьким образом отражаются на детях. И через наследственный грех природа человека испорчена и предрасположена ко злу более, чем к добру. Правда христианское Откровение учит нас, что душа человека очищается от первородного и наследственного греха и освещается во Святом Крещении, но ослабленная в крещении наклонность к греху не уничтожается до конца.
     Первая задача православного воспитания – это раскрытие даров Божиих, которые могут способствовать выявлению Образа  Божиего. Господь создал человека по своему образу и подобию, дал человеческому духу частицу своего сияния, луч своего света. Свет Христов как талант, заложен в каждой индивидуальной душе. Проблема таланта связана с Образом Божиим. Талант – дар Божий. Следовательно, образ Божий в человеке есть нечто, что человеку надо в себе открыть. В Божественном замысле человеку дарована возможность творчества. Человек может осуществить этот замысел или зарыть свой талант в землю. В любом случае, как в Евангельской притче, он не останется безответен, ему придется дать ответ: как он распорядился талантом, своим творческим даром.
     Есть тайна пребывания в нас Света Истины. Свет Истины – Свет Христов. Духовная жизнь в нас держится и направляется этим Светом Христовым. Свет Христов, как любовь, входит в нас еще в утробе матери и творит человека. В свете любви происходит вхождение человека в жизнь Духа и предполагает «обновление ума и озарение сердца». Познание Истины возможно при изменении себя по образу Истины. Истина дает естественный свет разуму, который наполняет душу человека, и тем самым делает её просвещенной, наполненной светом. Свет Христов высвечивает образ Божий в душе каждого человека. Свет Христов – это ядро личности, из которого развиваются все способности и таланты человека. Душа человека индивидуальна и вмещает свою меру света и несет эту меру как талант, как крест, как долг, как бремя. Мера Света индивидуальна, как и талант. Есть люди, способные выразить себя молитвенно до конца. Другие – из молитвы черпают вдохновение выразить себя как-то иначе. Человек изнутри своей души, своей меры света (образа Божьего) выражает себя в музыке, в живописи, в литературе, в научных изысканиях и др. Талант – это дар Божий, Божия Весть, Свет Христов, который мы должны передать в этот мир. Везде, где раскрывается талант человека, есть  луч Света Божественной Благодати. Русский поэт С. Есенин говорил: «Я всего лишь дудка, на которой играет господь Бог».
     Образ Божий не лежит на поверхности души. Поэтому раскрытие его предполагает известные ступени. Задача воспитания должна быть поставлена так, чтобы первичной в ней была устремленность к небу, а не к земле. Воспитание в вечной и земной жизни должны быть правильно сочетаемы и должны образовывать единую целостную задачу.
      При воспитании необходимо учитывать иерархию строения человека в соотношении его сил и свойств. Богом установленная иерархия была разрушена грехопадением и развитие человека есть лишь восстановление нормальной иерархии сил. Норма заложена в нас (образ Божий, Свет Христов).
     Для того чтобы достигнуть успехов в воспитании, необходимо понимать структуру внутреннего мира человека, ядром которого является нравственность. Основа человеческой нравственности есть вера в Бога. Россия всегда была сильна своей верой. Известный русский философ И. В. Киреевский отмечал, что без веры в Бога жизнь человека не имеет смысла, что ум становиться счетной машинкой, а сердце – собранием бездумных струн, в которых свищет случайный ветер, и никакое действие не будет иметь нравственного характера, соответственно не будет и человека. Ибо человек – это его вера. Орган духа, в котором живет вера – это сердце. Сердце – это центр, сердцевина человека. Сердце шире жизни умственной и пробуждается раньше ума не мыслями, а  переживаниями. Человек сначала переживает, а потом осмысливает пережитое.
     Современная наука дает интересную информацию для осмысления внутреннего мира человека. Ученые предлагают различать переживания и мышление человека как самостоятельные психологические процессы. Экспериментально доказано, что чувство (эмоция) первична, а мысль вторична. Базовая единица времени акта восприятия ощущения 0,3 – 0,5 секунд. Мы смотрим и не видим, слушаем и не слышим, потому что из 1000 одновременных ощущений только 7 сигналов идет по нервной дуге в правое, а потом в левое полушарие. Ответная реакция на сигнал идет только через 3 секунды (в лучшем случае). В экстремальных ситуациях возникает «паралич» сознания. Энергия чувств настолько велика, что по закону самосохранения мозг отключается. В этих разрывах сознания есть поступок, акция, страсть, ощущение, тело, но нет сознания, знания и даже языка. Доминанта чувств души определяет мотивацию поведения человека. Следовательно, переживание вытесняет мысль. Переживание осмысливается при наличии временной дистанции в состоянии отстраненности. Мышление же гасит чувство.
     С точки зрения известных психологов: В. Вундта, В. Бехтерева, А. Ухтомского, Ш. Ференци, К. Юнга и др. чувства вытесняются только чувствами, поскольку чувства относятся к реальной действительности настоящего (интервал 0,3 – 0,5 секунд достаточен для того, чтобы утверждать, что чувство первично). Есть только миг между прошлым и будущим и этот миг называется жизнь (жизнь единичного чувства). Переживание как реальный чувственный процесс представляет собой поток единичных чувств.
     Поэтому есть живое чувство любви к Богу, а есть знание о любви к Богу (в этом главное отличие патристики и схоластики). Живое чувство не может существовать в сознании. В этом смысле психоанализ безнадежно устарел. Подобное вытесняется только подобным. Следовательно, человек, имеющий нравственное сознание, т.е. знание о нравственности, может не иметь нравственных чувств. Неправомерно отождествлять переживание и мышление, ибо это разные отношения: эмоциональное и познавательное. Настоящее живое чувство – это бессознательный процесс текущей реальности. Прошлое и будущее могут существовать лишь  в сфере сознания как воспоминание о чувстве. Конечно сознание воздействует на чувства опосредованно, воспоминаниями прошлого, вызывая производное вторичное чувство, но оно слабее первичного.
     Наличие интервала во времени между чувством души и осмыслением этого чувства в сознании практически доказывает пространственно обособленное существование души и сознания во внутреннем мире человека. Такова природа человека после грехопадения. Однако современная наука до сих пор не признает тот факт, что у человека есть не только тело и сознание, но и душа.
     Одна из ошибок в воспитании человека – неумение различать душевное и духовное. Душа дается человеку во время зачатия, она бестелесна, у нее нет органов, она обладает определенными силами и способностями, но при этом остается простой и неделимой. «Душа не яблоко, ее пополам не разрежешь», говорил И. С. Тургенев.
     Душа живет в теле. Тело – инструмент души и существует система каналов, соединяющих душу с телом. Это не собственно душа, а особый психологический аппарат, связанный со всеми клетками человеческого тела.
Здесь создаются необходимые условия для взаимодействия души с внешней средой - это грань между душевным и телесным. Душа связана не только с биологической жизнью, но и с духовной. Душа не только обитает в теле, но и выражает себя через тело. Взаимосвязь души и тела раскрывает известный русский православный физиолог А.А.Ухтомский в своей работе  "Учение о доминанте" /ЛГУ, 1950г./ Он утверждает, что человек может пережить в течение мгновения одно, постоянно воспроизводимое, чувство. Остальные чувства живут потенциально в эмоциональной памяти в качестве способности к переживанию. Чувство - доминанта осуществляет отбор чувств для их актуализации. Однако все эти чувства должны быть родственными доминанте. Доминанта, по мнению А.А.Ухтомского, держит в своей власти поле душевной жизни. Она организует характер поведения человека и образует механизмы внутреннего склада нравственного развития личности. Смена доминанты означает изменение душевного настроения. Доминантность какого-то отдельного чувства характеризует вид души. Поэтому человеческая душа может определяться по доминанте как: любящая или злая, жадная. А.А.Ухтомский отмечает, что суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы поставить доминанту на живое лицо. Нравственность является основой духовности.
     Наряду с принципом доминанты, А.А.Ухтомский формирует понятие "хронотопа", которое он связывает с "потоком жизни", проходящим через отдельную личность. Человек способен оценить целостность уходящего в прошлое, мгновение настоящего и будущего бытия благодаря своим чувствам, которые корнями уходят в бессознательное, где личностное начало человека неотделимо от общего идущего из предания - семейной, национальной и генетической памяти. Поэтому человек способен чувством постигнуть больше, глубже и дальше, чем разумом. Особую роль здесь играет интуиция, которая дает возможность переживания жизни в ее исторической протяженности благодаря обостренному чувству времени, позволяющему человеку предчувствовать будущее в потоке текущих событий.
    Душа живет в теле. Сущность души раскрывается в единстве чувств доминанты и хронотопа. Доминанта - главное личное чувство, определяющее душевную жизнь, связывает родственные чувства /сателлиты/. Хронотоп -ведущее чувство времени переживаемой исторической эпохи, выстраивает связь внешних событий, осуществляет временную связь чувств в потоке душевной жизни, формируя другие чувства в духе этических переживаний исторического периода. Механизмом действия души в теле выступают: эфферентный, афферентный интегралы и акцентор действия. Эфферентный интеграл - сигнал, идущий от центра к периферии. Афферентный интеграл - сигнал, идущий от периферии к центру, объединяет все органы одним эмоциональным состоянием. Акцептор действия - аппарат результатов и параметров будущего действия. Этот механизм действия связывает чувства хронотопа и доминанты с душевной жизнью (см. П.К.Анохин "Эмоции", Психология эмоций. М.,1984). Душа связана с сердцем, с правым полушарием мозга, лимбической системой, периферийной нервной системой, кровеносной системой. Сущность души в качестве экзистенциального субъекта внутреннего мира человека (центр душевной жизни) проявляется в следующих функциях: эмоционально-нравственном отражении реальности; интенциональности переживания; конституировании нравственных отношений; селекции потенциальных чувств в сфере эмоциональной памяти и отборе перспективных идей и идеалов на эмоционально- нравственном уровне. Особую роль играет сердце. Душа находиться во всем теле, сердце - центр, который управляет не только телом, но и всем составом человека. В сердце рождаются высшие чувства: любви, милосердия, совесть. Душа человека - полюс межличностных нравственных отношений "Я-ТЫ", "Я-МЫ". По своей сути эти отношения являются нитями, связующими человеческие души в процессе общения. В основном человек живет душевной жизнью. Ясное сознание как счастливый случай, чаще сознание смутное.
    Тело человека – есть пространство бытия души и сознания. Древнегреческий философ Платон для характеристики связи человека с реальностью использовал образ Пещеры. Пылающий костер – это мир человеческих чувств; тени – образы сознания, которые дают человеку представление об окружающей его действительности. Духовное же постижение истинной реальности возможно только за пределами Пещеры посредством Солнца, выступающего в образе Блага (Бога). Пламя костра, свет Солнца и тени – это противоположные явления, однако между ними есть причинная связь: тени, как образы реальности, возникают на базе чувств.
    Можно дать определение души человека – это форма интеграции чувств в единую целостную систему. Душа – центр душевной жизни человека, представляет собой связь чувств в пространстве и во времени, выступает в качестве функционального психического органа, выполняет интегративную, системообразующую функцию, а так же функцию регулирования и координации чувств, их селекции (отбора), интуитивного понимания реальности.
    Вследствие этого душа выступает в качестве доминанты психики человека. Духовность выражает соотношение высших нервных чувств и нравственного сознания. Духовность человека – это сложное отношение не только души и сознания, человека с миром. Главное – это отношение человека к Богу.
    Механизм формирования духовности находиться во внутреннем мире человека, где появляется два центра: разум и душа. Душа регулирует переживаемые чувства, разум отражает чувства в сознании. Главное – это воспитание нравственных чувств и формирование нравственного сознания. Поэтому духовность проявляется в единстве души и сознания – в качестве нравственного переживания и осмысления мира внешнего и внутреннего.
    «Познай самого себя, и ты узнаешь мир, в котором ты живешь»,- говорили древние философы (Сократ, Платон).
    По мнению русских философов, человек – это душа мира, сердце мира, ось мира и назначение человека – стать Челом века. То есть нести ответственность за все, что происходит в мире и быть недовольным в этом мире только собой. Поэтому в каком состоянии находиться душа человека, в таком состоянии находиться мир. Все глобальные мировые проблемы связаны с состояние души человека. Каким духом человек живет: духом гордыни, тщеславия, скудности. Дух питает душу и каждую клеточку нашего тела. Поэтому некоторые медики утверждают, что телесные болезни имеют духовное основание.
Дух определяет жизнь души, доминанту чувств и определяет мотивацию нашего поведения. Необходимо отметить, что воспитание состоит не только в том. чтобы искоренять все дурное, но воспитание должно быть направлено на упражнение в добром.
    Дух легче развивается, нежели душа и обнаруживает свою силу и деятельность. Это прежде всего страх Божий в отношении ума и Совесть в отношении сердца. Одна из самых трудных задач воспитания – это раскрытие Совести. Сердце – это седалище Совести. Это такое тонкое чувство, при помощи которого человек способен различить добро и зло – отмечал Святой Игнатий Брянчанинов.
    «Ум наш обольщается образами внешнего мира. Совесть ведет борьбу за Правду Божию в душу до конца»,- говорил Ф.М. Достоевский.
    «Совесть – это голос Божий в душе»,- говорил философ Сократ. Страдания совести невозможно ни заесть, ни запить, ни заглушить чувственными удовольствиями. Совесть – это страж души, который охраняет е от всякого порочного и бесчестного дела. Потеря Совести – это потеря Бога. У человека появляется скорбное бесчувствие, сухость души и окаменелость сердца.
    В основе совести лежит чувство стыда. Русский философ Владимир Соловьев в свое работе «Оправдание добра» выделил главный признак отличия человека от животного – это стыд. Потеряв стыд человек падает ниже скота безмолвного.. с малолетства надо пресекать бесстыдное и тогда появляется убеждение, что нарушение стыдливости есть тяжкий грех.
    Главная тема в русской философии – это тема спасения человека. Начинать спасение надо с самого малого. У каждого человека есть один главный недостаток, главная страсть (обычно один из семи смертных грехов).
    В основе воспитания лежит самосознание. Еще древнегреческий философ Сократ говорил: «Познай себя и ты узнаешь мир, в котором ты живешь». Мудрость Сократа раскрывается в тезисе «Я знаю то, что ничего не знаю». Раскрывая идеи Сократа, Николай Кузанский (кардинал) написал свой главный труд «Ученое незнание». Только невежественный человек считает, что он все знает, а в действительности человеческая жизнь коротка. А человеческая природа испорчена после грехопадения. Премудрость Бога вразумляет человека действовать в мире по принципу «не навреди», ведь мы не знаем логосы жизни, заложенные Богом при творении этого мира.
    Заслуга Сократа в том, что он разработал метод самопознания, который можно использовать в процессе воспитания.
    Метод диалога Сократа имеет три элемента:
1.Ирония. Цель – очистить душу от суетных мыслей, сбить гордыню и ввести в состояние изумления (удивления), ведь я тоже ничего не знаю, а главное, не знаю, как жить: по совести, по справедливости, по правде, чтобы быть счастливым. Сократ всегда успокаивал, говоря: «Не огорчайся, я тоже не знаю. Давай вместе подумаем».
2.Майевтика – рождение, пробуждение души (повивальное искусство). В основе майевтики лежит эротетика - умение задавать вопросы (вопрошать, пробуждать душу). Здесь главное – это любовь к истине, любовь к Богу. Слияние душ ученика и учителя. Мы вместе ищем Истину, вместе ищем Смыслы бытия. Сила познания – это сила любви. По ступенькам любви мы идем к Истине, к Богу.
3.Индукция – понятийное оформление духовных знаний. В результате у Сократа это умудренное познание. В православии – это видение грехов. Луч света Божественной Любви в душе просвещает – дает видение грехов.
Таким образом, в основе воспитания лежит диалог – беседа. Цель – заглянуть в душу, познать свой главный грех, главную страсть, которая является доминантой души и соединяет родственные чувства. Это большое и трудное искусство, достигается с великим усилием и с Божией помощью через покаяние, причастие, молитву, пост, меняются привычки, образ жизни. Этот путь бесконечен, именно поэтому воспитание не может дать ничего законченного – оно лишь открывает путь и учит идти им. Главное – это невозможность утешиться результатами, это безостановочное движение на пути к совершенству (борьба с грехами). Если нет постоянного движения вперед, то это свидетельствует об отчаянии или об апатии. Апатия есть замирание и засыхание души. Поэтому необходима постоянная борьба с грехами. И здесь нужна твердая воля, чтобы одолеть трудности и устоять перед грехом. Это подвиг добра. Учиться надо у христианских подвижников. Нужно развивать христианский аскетизм, оберегать свой ум, душу, сердце. Христианский аскетизм имеет жизнеутверждающий характер – это воскрешение духа, которое ощущается человеком как полнота и глубина жизни. Христианство дает любовь, которая освобождает человека от перспективы коллективного безумия. Причиной нравственной испорченности человека является испорченность духа нашего времени. «Человек живет в мире, а мир во зле лежит»,- утверждал русский философ Н. Бердяев. Растлевающий дух времени касается всех, и детей, и взрослых, и учеников, и учителей.
     Наш   век   трагичный.   Такое   ощущение, что мы присутствуем при последнем акте исторической трагедии. Человечество в своем бытии всегда представляло собой больной организм. Нашу планету потрясают войны, стихийные бедствия, катаклизмы. Такое впечатление, что земля устала от людей и хочет сбросить их со своего тела. Главной причиной такого состояния бытия является оскудение любви и духовное вырождение человечества. Любовь - таинственная сила, которая дает человеку возможность воспринимать другого человека как самого себя, как бы жить в другом человеке, радоваться его радостями, скорбеть его скорбью, болеть его болью. Чрезмерное развитие рассудка и ориентация на материальные ценности порождает отчуждение, эгоизм, материализм, атеизм. Немецкий социолог Вебер считал, что «самая худшая из всех дикостей – цивилизованная дикость».
     Человек не только потерял ближнего, но потерял представление о своем внутреннем мире, о своем «я». Внешняя активность человека направлена на покорение космоса, природы, государств при полном отсутствии знаний о самом себе. Человек угасил свой дух, осквернил свою душу, подчинил себя низменным страстям. На смену страсти приходит чувство утраты и пустоты. Человек чувствует ложность такой жизни и хочет убежать от нее. Одни всеми силами стремятся к стяжанию денег, чтобы начать новую жизнь. Другие ищут забвения в работе, иные - в алкоголе и наркотиках надеясь таким образом забыть свою духовную пустоту.
     У человека есть свобода выбора между добром и злом. По своей свободе человек может отвернуться от Бога, замутняет страстями душу. Страсть связывает человека, делает его рабом.
    Дар свободы сообщает нашему "Я", нашему духу способность выбирать между добром и злом через со-ВЕСТЬ. Совесть - это ВЕСТЬ от БОГА, ПРАВДА БОЖИЯ в душе, светильник души. Истинная свобода, проявляется, если мы с Богом, если Божественная Благодать с нами. Выбор между разумным и неразумным не есть дело разума так как разум сам по себе не есть источник свободы. Человек сам по себе, без помощи Бога, слеп, хаотичен и бессилен. Свобода требует благодатной помощи свыше. Именно в актах свободы человек стоит перед выбором: быть с Богом и просить Бога благодатной помощи или быть без Бога. Именно свобода есть основная сила нашего духа, направляющая жизнь. Человеку по своей природе свойственна моральная жизнь. Первыми моральными чувствами являются: любовь, стыд, жалость, чувство долга – это врожденные чувства и если они ослабевают, то начинают господствовать дурные чувства. Что свидетельствует о расстройстве внутренней жизни человека.
     На учителе лежит большая ответственность за души учеников. Главное создать в процессе «воспитывающего обучения» атмосферу доверия, доброжелательности, любви, открытости, сочувствия – в этом есть вариант переживания соборности. Метод диалога-беседы раскрывает недра души и дает простор тому. Что в ней дремлет, пробуждает душу от спячки. Происходит озарение сердца и просветление ума. Главное – это любовь и терпение к детям и взрослым.
     Учителям необходимо знать характеристики Любви, которые дает в послании к коринфянам Апостол Павел. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется направде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразнится. Если имею дар пророчества и знаю все тайны. И имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто, и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
     Любовь обладает свойством магнита. Физики измерили чувство любви и утверждают, что любовь выделяет свет и тепло. Учитель должен стать магнитом света и тепла. Порою ученику легче подойти со своими проблемами к учителю, чем к родителям и друзьям. Чаще всего эти проблемы решаются в лоне церкви. Учителю просто нужно указать путь в церковь, а когда просят помощи, то предложить вместе пойти. Привести человека к исповеди,  к причастию или к крещению. У каждого человека свой путь к Богу. Однако роль учителя велика. Надо каждому учителю молить Господа Бога о том, чтобы дал ему силы нести факел Божественной любви своим ученикам. Молить Господа Бога о том, чтобы дал силы ученикам нести факел Божественной любви в мир.
     Свет уничтожает тьму, и мы вместе можем влиять на дух времени: сеять свет, радость, любовь.
ОБЯЗАННОСТЬ    без любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ   без любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
ПРАВДА без любви делает человека КРИТИКОМ.
ВОСПИТАНИЕ без любви делает человека ДВУЛИКИМ.
УМ без любви делает человека ХИТРЫМ.
ПРИВЕТЛИВОСТЬ без любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ без любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
ВЛАСТЬ без любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
ЧЕСТЬ без любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
БОГАТСТВО без любви делает человека ЖАДНЫМ.
ВЕРА без любви делает человека ФАНАТИКОМ.
   
Н.С. Катунина

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия