11 декабря 2018 В Суздальском Свято-Успенском храме молитвенно чествовали чудотворный образ Пресвятой Богородицы

10 декабря 2018 года, в день празднования иконы Божией Матери "Знамение", состоялась Божественная литургия.

10 декабря 2018 Высокопреосвященнейший митрополит Евлогий возглавил Всенощное бдение в Суздале накануне дня празднования иконы Божией Матери "Знамение"

9 декабря 2018 года в Знаменском храме города Суздаля, в преддверии престольного праздника иконы Божией Матери "Знамение", состоялось Всенощное бдение с чтением акафиста перед образом Богородицы. Возглавил торжество митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Декабрь
201720182019
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Главная / Статьи и публикации / Время –приобретение: Великий Пост

Время –приобретение: Великий Пост

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Великий Пост это время перед ежегодным празднованием дня Воскресения Христова. Классически образуя собой период из 40 дней, Пост занимает примерно десятую часть года. Так библейская идея о десятине, то есть десятой части всего приобретенного, которую следует отдавать Богу, путем Великого Поста прилагается ко времени. Ведь время может быть приобретением.

В этом смысле, Великий Пост является единственным, исключительным и неповторимым постом христианской традиции. Таковым он и был вплоть до появления «дополнительных постов» перед великими праздниками богослужебного календаря. Эти дополнительные посты в начале вводились в отдельных монастырях или местных церквях, а затем, волею случая распространялись на всю Церковь, и лишь впоследствии делались обязательными. Великий Пост необходимо воспринимать в категориях единственности. Один Бог, один Господь Иисус Христос, одна Церковь, одно Евангелие и один Пост – такая последовательность соответствует новозаветным библейским категориям. 

Являясь приобретением, то есть даром Бога человеку, время, в Великом Посту, как бы обращается вспять. Ведь Пост – это размышление человека и человечества над самим собой. Этому размышлению сопутствует дополнительная сосредоточенность, концентрация собственных сил, из которых рождается самоограничение. Таким образом, ограничение себя - эта основная характеристика постного времени - делается неналоженным на человека извне сводом правил, но спонтанным волеизъявлением, направленным не на ослабление себя через ограничение в питании, но путем самосохранения. Время наполняется смыслом и усилием, и приносится в дар Богу.

 Если в прошлые столетия основным смысловым моментом Великого Поста было ограничение себя в пище, то эпоха, в которой существуем мы, люди 21го века, принуждает нас вносить в идею поста важные коррективы. В отличие от наших предшественников по планете земля, мы знаем о том, что пища может быть разрушительной. Разрушительной не только в духовном или символическом смысле, как в этом были уверены предельно ограничивавшие себя в питании аскеты – авторы большинства великопостных текстов богослужения – но и в прямом буквальном смысле. Мы живем в эпоху, которую можно назвать пост-гастрономической. Значительное число наших современников становятся вегетарианцами или веганами, независимо от каких  бы то ни было религиозных убеждений. Лишний вес более не считается признаком благополучия. А отказ от мяса и излишеств в питании все более приобретает не аскетическое, но этическое измерение. Эти перемены в сознании превращают пост в поиск подлинного и аутентичного. Из надуманной самоцели соблюдения уставов и правил о пище и питии пост становится искусством выявления в нашей повседневности любимого, но не необходимого, и отказом от него на время Великого Поста.  Цифровой мир – «не пища и питие»…

 Одна из характеристик времени – его монотонность. Поиском выхода за пределы этой монотонности вольно или невольно занят как каждый отдельный человек, так и все человечество в совокупности. Яркие моменты бытия, развлечение как смысл, инаковость в разнообразии – эти и подобные характеристики можно считать, своего рода, пунктами гравитации существования в эпоху постмодерна. Один из великих писателей нашего времени, Милан Кундера, использовал для названия своего романа невероятное по смысловой нагрузке, и сформулированное им же самим словосочетание: «Невыносимая легкость бытия». И здесь всякое сознание, верующее и неверующее, сталкивается с апорией. Время яркое и наполненное смыслом, не становится иным, но, в самой своей сути, остается монотонным и бессмысленным. Потому что никакое время и никакой поиск неспособны лишить время его трагической сути. Ведь время - и здесь просто необходимо вспомнить настоящего величайшего богослова 20го века Франца Кафку – естьПриговор. Неминуемо ведущее человека к смерти - а мир, согласно Библии, к уничтожению - время нуждается во вскрытии, взломе, прорыве и снятии печатей самодостаточности. Одним из таких выходов из лабиринта временности является слово о Страшном Суде,с особенной настойчивостью предлагаемое Церковью в дни Великого Поста.

Слово о Страшном Суде может восприниматься в нравственной перспективе.При таком, привычном для нас восприятии, каждый человек видит себя предстоящим Сидящему на Престоле Судии. Такое  восприятие Суда не представляло собой никакой сложности для средневекового сознания. В качестве вспомогательной конструкции для преодоления в общем то свойственной каждому тенденции судить и осуждать не самого себя, а других, христианские мыслители-аскеты советовали человеку видеть и воспринимать себя в качестве самого грешного человека из когда-либо существовавших на этой земле.«Паче всех человек согреших, аз окаянный», - эта овеянная архаикой церковно-славянского речитатива мысль постоянно повторяется в богослужебных текстах Великого Поста. Но стоит лишь вынести ее за пределы аскетической логики, как она рискует превратиться в симулякр. Литература, «Отец Сергий» Льва Толстого один из гениальных тому примеров.

Поэтому, словоо Страшном Суде, прежде всего, теологично. То есть, переводя буквально на русский язык, это «богословское слово». Оно раскрывает логику божественного действия в истории. Страшный суд естьсовершение Божественной экономии (в буквальном переводе: «экономики» (!)) то есть, замысла Бога о спасении мира. Страшный суд есть торжество Великого Служителя Божия Отрока Господня Иисуса, Который, пройдя путем странствования по Палестине, был распят за грехи людские.Вопрос о теодицее, о смысле зла и страданий, всегда беспокоил человеческое сознание. Философское слово и каждое религиозное направление, по своему, пыталось ответить на вопрос о смысле всего того, что злобно, несправедливо и болезненно обрушивается на человека. Но только в христианстве отождествляетсебя со страданием Сам Бог.

ВоХристе Иисусе, Бог воспринимает все негативное, все ужасное и калечащее, уничтожающее жизнь, на Себя. Так в притче Господней о Страшном Суде Господь называет себя больным,  нищим и оставленным. Он становится забытым. К нему приходят стоящие ныне по правую сторону, и обретают Его там, где, как кажется,царствует богооставленность Эта способность нашего Бога отождествить себя с отсутствием Бога является невероятной тайной христианской веры. Тайной, задуматься над которой призывает Церковь.

 

Страшный Суд есть завершение замысла Божия о нас и о мире.  Будучи призваны Господом в общение Тела Церкви, все мы, по совести, знаем, что нет нам оправдания, нет и спасения. Ведь даже самого элементарного не смог и не сможет выполнить никто никогда. Но из этого парадокса невозможности рождается уверенность в нашем Судии.Ведь Он, сполна познавший горечь человеческого бытияГосподь Иисус,может даровать нам утраченную во грехе славу. Способен и вправе даровать спасение ни за что – по Абсолютному Дару.И здесь все, что мучило нас и что делало жизнь адом, будет уничтожено. «И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Апок. 20, 14).

Воспоминаемый и переживаемый Церковью в дни Великого Поста Страшный Судготовит нас к вхождению в Пасхальную Тайну.Великий Пост – уникальная, единственная и неповторимая возможность еще здесь, здесь и сейчас, в нашей краткой, хрупкой и бесконечно уничтожимой земной биографии приобщиться к славе Господней, к Его Страданию и Воскресению. Приобщиться к Его (и нашей (!)) славе, которой не будет конца. Великий Пасхальный Пост – время благодаренияТворца и Искупителя за тайну Великого Замысла. Он Царь. А величайшее право Царя есть милосердие.

Священник Августин Соколовски - доктор богословия, клирик Свято-Троицкого Кафедрального Собора в Париже, Корсунской епархии Русской Православной Церкви.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия
Политика конфиденциальности