28 мая 2017 Обращение Высокопреосвященнейшего Митрополита Евлогия на день святых икон Божией Матери

Высокопреосвященнейший Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогия выступил с праздничным обращением по случаю дня святых икон Божией Матери.

27 мая 2017 Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий утвердил программу Крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери

По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия состоится торжественный Крестный ход с чудотворным образом Боголюбивой иконы Божьей Матери.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Май
201620172018
пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Главная / Статьи и публикации / Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (1887-1962)

Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (1887-1962)

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ. – 28.10.1962, Владимир), священноисповедник (память 15 октября по ст. стилю и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), епископ Ковровский. Родился в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая им в детстве Плащаница Спасителя). В 1896–1902 гг. обучался в Шуйском духовном училище, где написал свое первое литургическое произведение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы, в 1902–1908 гг. учился во Владимирской Духовной семинарии. В 1908 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 октября 1912 года ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария, Патриарха Константинопольского. 14 октября рукоположен во иеродиакона, 17 октября – во иеромонаха. В ноябре 1912 г. назначен преподавателем Полтавской духовной семинарии по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913–1918 гг. преподавал во Владимирской духовной семинарии по кафедре гомилетики, в 1913–1915 гг. состоял заведующим религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе, с 1914 года был членом совета православного братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В январе 1918 года вошел в состав членов Собора.

На Соборе святитель работал в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме, в Отделе о монастырях и монашествующих и в Отделе о церковной дисциплине. Прочитал доклад «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей», посвященный проблеме сбора и уточнения сведений о русских святых, составлению месяцеслова святых, чтимых всей Русской Церковью и местно. Собор создал комиссию для издания православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцев, в которую вошли архимандрит Неофит (Осипов) (председатель), Б. А. Тураев, И. А. Карабинов, С. С. Глаголев. На пленарном заседании Собора 15 авг. 1918 г. обсуждался представленный святителем Афанасием и проф. Тураевым доклад «Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию». Вопрос этот был поставлен свт. Тихоном, Патриархом Московским и всея России. Собор принял решение восстановить существовавшее в Русской Церкви празднование памяти русских святых. Участие святителя Афанасия в заседаниях Собора 1917–1918 гг., работа в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме определили основные направления его научной и церковно-творческой деятельности.

В 1918–1920 гг.  являлся членом Владимирского епархиального совета. В февр. 1919 г. присутствовал на демонстрации в Успенском соборе Владимира кощунственно вскрытых большевистской комиссией мощей св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, св. блгв. кн. Глеба, св. вел. кн. Георгия Всеволодовича. Во многом благодаря святителю Афанасию во время демонстрации мощей служились молебны владимирским угодникам и предполагаемое поругание святыни обратилось в торжественное богослужение. В 1920 г. был назначен наместником владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря с возведением 2 февраля 1920 г. в сан архимандрита. Был непосредственным свидетелем того, как в августе 1920 г. помещения обители были заняты ГубЧК. В сент. 1920 г. был закрыт Владимирский епархиальный совет, 1 июля следующего года иеромонах Афанасий был назначен настоятелем Боголюбского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря.

10 июля 1921 г. состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, которую по благословению Патриарха Тихона совершали митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский) и епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев). 30 марта 1922 г. владыка был арестован, в срочном порядке препровожден в Реввоентрибунал, но 31 марта освобожден. Причиной ареста послужила проповедь святителя, произнесенная 23 марта в Казанском соборе г. Вязники; его обвинили в том, что он призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей. Весной 1922 г. во Владимире началось следствие, связанное с пропажей предметов из ризницы Евфимиева Суздальского в честь Преображения Господня монастыря. Все архиереи, имевшие какое-либо отношение к Спасо-Евфимиевой обители, были арестованы. Владыку Афанасия обвинили «в агитации и будировании масс против сдачи церковных ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского монастыря в г. Суздале». 9 июня 1922 г. во Владимире состоялся показательный суд по данному делу. 10 июня владыка Афанасий был освобожден по амнистии, однако лишь в апреле 1924 г. дело было прекращено по кассации.

16 июня 1922 г. митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Евдоким (Мещерский) и архиепископ Серафим (Мещеряков) подписали «Меморандум трех», содержавший признание обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В рапорте на имя митрополита Сергия владыка Афанасий писал о том, что он не считает ВЦУ законным органом высшей церковной власти. Святитель запретил в священнослужении уполномоченного обновленческого ВЦУ прот. М. Тихонравова, в проповедях объяснял пастве пагубность обновленчества. Вокруг владыки Афанасия сложилась группа духовенства, верного канонической Церкви, в эту группу входили благочинный церквей Владимира протоиерей Алексей Владычин, настоятель Троицкой церкви, куда были переведены священнослужители и монахи из архиерейского дома, иеромонах Герман (Зацепин), игумения владимирского Княгинина монастыря Олимпиада (Медведева).

23 сентября 1922 г. святитель Афанасий был арестован по обвинению «в возмущении народных масс на религиозной почве» и приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край. В начале мая 1923 г. этапирован в Вятку, затем в Зырянскую область. В Усть-Сысольске (современный Сыктывкар) встретился с Казанским митрополитом священномучеником Кириллом (Смирновым) и до кончины митрополита Кирилла пребывал с ним в единомыслии и духовной близости. Во время зырянской ссылки владыка Афанасий жил в Усть-Сысольске, селах Усть-Вымь, Усть-Кулом, Керчомъя. Сохранились его письма из ссылки к председателю Общества помощи политическим заключенным Е. П. Пешковой, в которых святитель описывал притеснения со стороны властей: запрет совершать богослужения, конфискацию богослужебных принадлежностей и др.

Освободившись 2 февраля 1925 года, владыка Афанасий вернулся во Владимир, в мае 1925 г. Владимирское ОГПУ взяло с него подписку о том, что он не будет управлять епархией. В сентябре 1925 г. святитель Афанасий присутствовал на епархиальном съезде, созванном обновленцами для подготовки к 3-му «Поместному собору», с единственной целью обличить отступников и призвать их к покаянию. 15 января следующего года он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и присвоении себе административных прав. Непосредственным поводом для ареста были борьба против обновленцев и проповедь, произнесенная святителем в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимирской губернии, в которой он призывал не бояться преследований за веру. 15 марта 1926 г. дело было прекращено и владыку освободили. В ноябре 1926 г. святитель был назначен управляющим Ивановской епархией. По свидетельству владыки Афанасия, ему было предложено «добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами», но он отказался оставить вверенную паству.

15 января 1927 г. святителя арестовали как «участника группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях», и спецконвоем перевезли в Москву. Причиной ареста было участие владыки в избрании митрополита Кирилла на Патриарший Престол путем письменного опроса архиереев, проводившегося осенью 1926 г. Во внутренней тюрьме на Лубянке владыка находился в камере с митрополитом Сергием. Святителя приговорили к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1927 г. он прибыл на Попов остров, работал сторожем в командировке Разноволока, в июне – июле 1928 г. – в командировке Чупа-Пристань, сначала сторожем, затем счетоводом хозчасти, в августе – сентябре 1928 г. перемещен в город Кемь. С октября 1928 г. вновь находился на Поповом острове. 5 января 1930 г. без предъявления обвинения владыка был арестован и менее чем на неделю отправлен с Попова острова на Соловецкие острова, затем под стражей возвращен на Попов остров, где заболел сыпным тифом и был помещен в бараки для инфекционных больных.

8 марта 1930 г. святитель был этапирован в Туруханский край, жил в Красноярске, Енисейске, Туруханске, в станках Мельничном, Селиванихе, Пупкове. После получения известия о кончине горячо любимой матери в 1930 г. начал писать труд «О поминовении усопших по Уставу православной Церкви», высоко оцененный митрополитом Кириллом (Смирновым), с которым с февраля по июнь 1932 г. владыка жил в станке Селиваниха. Архипастыри неоднократно обсуждали ситуацию, сложившуюся в Церкви после издания митрополитом Сергием (Страгородским) в 1927 г. «Декларации». Владыка Афанасий прекратил церковное общение с митрополитом Сергием после публикации в Журнале Московской Патриархии статьи последнего «О полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя» (1931. № 1), посчитав, что митрополит Сергий выступил «захватчиком прав Первоиерарха» и превысил данные ему Местоблюстителем священномучеником митрополитом Петром (Полянским) полномочия. Причины своего отделения от митрополита Сергия А. в 50-х гг. XX в. подробно изложил в письмах к монахине Варваре (Адамсон), протоиерею Павлу Дашкееву.

19 августа 1933 г., более чем через полгода после окончания срока ссылки, владыка Афанасий был освобожден. В 1933–1936 гг. он жил во Владимирской области, иногда нелегально приезжал в Москву. В декабре 1933 г. святитель направил митрополиту Сергию письмо, в котором изложил свою позицию; отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия, владыка Афанасий не считал грехом посещение храмов, в которых поминали митрополита Сергия. Установилась связь между владыкой и московскими общинами «непоминающих», в первую очередь прихожанами храма свт. Николая в Клённиках, а также духовными чадами архимандрита Серафима (Батюкова), протоиереев Владимира Богданова, Александра Романовского, иереев Владимира Криволуцкого, Михаила Шика и др. Московские общины «непоминающих» считали святителя своим епископом. В 1933 г. по указаниям владыки Афанасия протоиерей Владимир Пылаев (расстрелянный в 1937) написал первый вариант иконы «Собор русских святых», которую протоиерей Владимир показал владыке Афанасию и затем послал митрополиту Сергию. Немного позднее была освящена икона «Все святые, в земле Российской просиявшие», созданная прихожанкой храма свт. Николая М. Н. Соколовой (в постриге мон. Иулиания).

В 1936 г. владыка был арестован в составе группы церковнослужителей и мирян Владимира по обвинению в создании контрреволюционной организации «истинно-православной церкви», отправлен в Белбалтлаг на 5 лет. По прибытии в лагерь святителя назначили инкассатором, к концу первого месяца работы у него оказалась недостача. Хотя недостающая сумма была возмещена друзьями владыки, тем не менее к его сроку наказания добавили еще год и перевели на общие работы на лесопункт. После начала Великой Отечественной войны владыка был отправлен пешим этапом за 400 км в Онежские лагеря Архангельской обл., 13 июля 1942 г. направлен в бессрочную ссылку в Омскую область, где в совхозе «Голышманово» 4 месяца работал ночным сторожем, затем около года жил в г. Ишиме. Святитель совершал богослужения у себя дома, на службы приходили жители города, которые стали хлопотать об открытии церкви.

В ноябре 1943 г. святитель был арестован по обвинению «в проведении профашистской агитации, распространении провокационных слухов и участии в антисоветской агитации», проходил по одному делу, называвшемуся «Антисоветское церковное подполье», с Кинешемским епископом священномучеником Василием (Преображенским), иеромонахом Иераксом (Бочаровым), протоиереем Петром Шипковым, К. И. Гришановой, Н. В. Трапани. Владыку признали виновным в совершении тайных богослужений, рукоположений, монашеских постригов и приговорили к 8 годам ИТЛ. Он отбывал срок сначала в Сибирских, затем в Темниковских лагерях, с июля 1947 г. – в Дубравлаге, с мая 1954 г. – в Зубово-Полянском доме инвалидов для заключенных. В заключении владыка узнал об избрании на Поместном Соборе 1945 г. Патриархом Алексия (Симанского). Сразу после получения этого известия он и близкие ему священнослужители стали возносить в молитвах имя Патриарха Алексия, «как имя законного первоиерарха Русской Православной Церкви».

 7 марта 1955 г. святитель был освобожден из инвалидного дома и поселился в г. Тутаеве у своего давнего знакомого исповедника Георгия Седова, который способствовал освобождению владыки, заявив себя его опекуном. К этому времени относятся 2 письма святителя к духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Письма имели широкое распространение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха. 24 октября 1955 г. владыка переселился в поселок Петушки Владимирской области. В 1956 г. возглавлял действовавшую при Патриархе Календарно-богослужебную комиссию (существовала год). В последние годы владыка вел обширную переписку (более чем с 400 чел.). Похоронен на Старом кладбище Владимира.

Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. Епископ Афанасий был причтен к лику святых в чине священноисповедника. 15 октября 2000 г. состоялось обретение мощей святого, которые 29 октября крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий монастырь Владимира.

Ольга Косик, научный сотрудник отдела новой и новейшей истории ПСТГУ.

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия