27 июля 2017 Митрополит Евлогий встретился с участниками Второго Молодёжного форума «Natura abhorret vacuum»

23 июля состоялась встреча митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия с участниками летнего молодёжного форума «Natura abhorret vacuum»

22 июля 2017 Обращение Епахриального совета ко всей христолюбивой пастве Владимирской Митрополии

Епархиальный совет Владимирской митрополии обратился ко всей христолюбивой пастве Владимирской земли.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Июль
201620172018
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Главная / Правящий архиерей / Памятка для проповедника

Памятка для проповедника

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Памятка для проповедника

ПАМЯТКА
ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКА.

  1. Если богослужения в храме имеют свои чины и уставы, то проповедь в нём и вне его, как органичная часть их, слагается и произносится несколько иначе.
  2. Это будет уже нечто живое, вдохновенное и убедительное слово служащего священника к народу Божию о спасении от греха и вечной смерти, к которой ведёт это зло, о новой благодатной жизни во Христе Спасителе, как высшем и бессмертном нашем бытии.
  3. Проповедь о Боге – это не просто слово и размышления проповедника о Нём, а само Богооткровенное слово из Священного Писания о всём премирном и вечном, творящем совершено новое в бытии человека. «Вера, – сказано, – от слышания» (Рим. 10, 17), с которой, как со светом небесным, люди прозревают другой, духовный и совершенный мир жизни, не знающий конца и тления. С веры начинается всё высокое и духовное, спасительное и полезное для души и с ней чудом достигается всё чаемое ей, как вечные блага Божии.
  4. Отсюда, проповедник озабочен изъяснять людям истины веры, слово Божие в духе учения Церкви, Её святых отцов, как опытных в жизни, дабы расположить их к добру, к творению его, как к свету и подлинной красоте бытия, и в тоже время раскрыть пагубность зла, обезличивающего человека и весь мир.
  5. Слово Божие не только раскрывает Т Т айны Божиих И И стин, догматы веры, но и показывает их воплощение; примеры в жизни как духовная реальность в ней. Без этой полноты проповедь будет как бы не доказательной и неубедительной для слушателей.
  6. Весьма ценны в нашей проповеди – это нравственные выводы в ней, духовное приложение слова Божия к самой жизни человека, в виде назидательного урока.
  7. В целом, проповедь наша должна кратко и образно отражать в себе Святое Евангелие, его высший дух и силу, содержать его радость нового бытия здесь, в земных условиях, а также добрую надежду на будущую жизнь, как подлинно беспечальную.
  8. Очень ценно увязывать светлую надежду с покаянием, как единственного пути к ней. В В этом нравственном акте проповеди нельзя умолчать служителю о недостатках нашей падшей человеческой природы, безумно и своевольно подчас губящей себя и дико лишающей себя чистого познания Истин вечной жизни, не говоря о парализующей силы её в делании добра, в свершении Закона Божия. О О бличительный элемент в этом смысле присущий слову церковной проповеди, как соль присущая всякой пищи.
  9. Проповедник при этом слове обличения не исключает никак самого себя как человек, «плоть носяй, в мире живяй, от диавола прильстишася». В В этом случае он делает это очень мягко и отечески, без ожесточения, поступает как духовный врач с целью оздоровления души, обнажая ее раны. О О днако его пастырское обличение не должно превышать вдохновенные и обнадёживающие его слова проповеди, обещающие людям вечную награду от Бога. Если в ней не окажутся данные признаки и качества, убедительно взывающие ко спасению, как дело из дел для слушающих нас, проповедь в этом случае не может быть названной таковой.
  10. Наше слово к людям должно быть простым, доходчивым, как бы народным, т.е. совершенно прозрачным и ясным, избегая трудных и модных слов для них. Д Д ля души и нужен особый и духовный язык, не обременённый замысловатыми выражениями времени.
  11. В проповедь священник вкладывает всю свою душу, разумение И И стин, какое даёт Церковь и, конечно, дух своей внутренней жизни, как некий свой опыт её, что делает её для слушателя живой, видящего в нём свидетельство и исповедание своего благовестника.
  12. Как свершительная сила, проповедь требует очень серьезной и большой подготовки от священнослужителя. Прежде всего, высокодуховной настроенности, проникновенных живых молитв, и, конечно, по силе воздержанности во всем плотском, т.е. надобен здесь от нас некий подвиг в этом святом творчестве.
    Проповедь непременно писать. Заучивать твердо слова Божия, мысль святых отцов Церкви, т.е. впитывать в себя это несметное богатство духа, насыщать себя им, дабы обогащать тем Свою паству.

  13. В проповеди нельзя спешить. К К аждое слово её, мысль не должны пропасть, но благозвучно дойти до слуха и души слушателя. По возможности голос проповедника должен быть слышан всем. О О чень чётко и ясно без надрыва должна звучать вся его проповедь. В В едь говорим с вами от лица Божия и Божие слово, как вечно-живое, что и должно преисполнять всех нас страхом Божиим.
  14. Не допустимо в ней, как святое святых, вносить чуждые ей темы понятия и мысли чисто светского и мирского характера в виде политических и полемических выкладок, что явно будет снижать значения слово пастыря, если не охлаждать души своих слушателей.
  15. Опускать проповедь за богослужением ни под каким видом и причиной нельзя; считать это большим церковным нарушением.
  16. Допускается чтение проповеди своей или из числа Святоотеческих, но тогда оно должно быть высоким и прямо живым, не как чтение, а как произношение с интонацией осмысленного слова.

Архиепископ
Владимирский и Суздальский
Евлогий

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия