17 июля 2017 Первый молодёжный крестный ход памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского

15 и 16 июля 2017 года по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия прошёл Первый молодёжный крестный ход памяти Андрея Боголюбского. Участниками крестного хода стали молодые люди из православных молодёжных движений.

17 июля 2017 Во Владимире почтили память святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского

16 июля 2017 года в Успенском кафедральном соборе города Владимира состоялись торжества, посвящённые памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского.

Поиск

Пресс-служба

 Видеогалерея

Фотоальбом

Коллекция документальных фильмов

Архив новостей

Июль
201620172018
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Главная / Историческая справка / Успенский кафедральный собор

Успенский кафедральный собор

Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Успенский кафедральный собор

Успенский кафедральный собор, белокаменный (1158, 1189), колокольня (1810), Георгиевский придел (1862, архитектор Артлебен Н.А.), сторожка (1871), крещальня (1871) – памятники федерального значения, используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. Техническое состояние удовлетворительное. Памятник включен в список ЮНЕСКО памятников мирового наследия.
 Успенский собор – уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный (кафедральный) собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., явился образцом для строительства русских храмов.

Х век
990 – построена Успенская церковь из дубового леса. 

XII век
8 апреля 1158 г. заложен Успенский собор
1161 г. – освящен
Построен из тесанного белого камня по заказу великого владимирского князя Андрея Боголюбского. Собор шестистолпный, трехнефный, одноглавый с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Высота собора  32,3 м.
С 1158 г. при Успенском соборе велось владимирское летописание. К концу княжения Андрея Боголюбского началась работа по составлению владимирского летописного свода.
В 1160 г. князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, собор стал «десятинным».
В 1176 г. собор был жестоко разграблен Ростиславичами.
1185 – при содействии князя Всеволода на Владимирскую кафедру был поставлен епископ Лука (за месяц до пожара, в котором обгорел собор).
В 1185 г. собор пострадал в пожаре, когда во Владимире сгорели 32 церкви.
1185-1889 гг. Всеволод III «обновил» погоревший храм: притворы и башни были разобраны, собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Центральная часть собора вместе с огромной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древнего храма. Площадь собора удвоилась.
11 августа 1189 г. собор торжественно освящен епископом Лукой.
1193 – собор пострадал в городском пожаре.

XIII век
1218 – преемником великого князя Всеволода стал его сын князь Георгий. При его содействии на Владимирскую кафедру поставлен епископ Симон.
1227 – после кончины епископа Симона на Владимирскую епископскую кафедру возведен игумен Богородице-Рождественского монастыря Митрофан.
1230 – при епископе Митрофане во Владимир перенесены мощи мученика Авраамия Болгарского.
1230 – землетрясение во Владимире. Успенский собор не пострадал.
7 февраля 1238 г. собор был разграблен и сожжен татаро-монголами.
В конце XIII века собор крыли оловом, в юго-западном углу построили не существующий ныне кирпичный придел целителя Пантелеймона.
1239 – из Ростова в собор перенесено тело великого князя Владимирского Георгия, погибшего в 1238 г. в битве с Батыем на реке Сити.
1246 – в соборе погребен князь Ярослав Всеволодович, скончавшийся во время возвращения во Владимир из Китая.
1252 – митрополит Кирилл с великой торжественностью в Успенском соборе возвел на великокняжеский престол Александра Невского.
1274 – в Успенском соборе под председательством Всероссийского митрополита Кирилла состоялся церковный Собор, принявший «Правило Кирилла Митрополита».
1280 – совершен ремонт Успенского собора по благословению митрополита Кирилла.
1299 – Киевский митрополит Максим, преемник Кирилла, перенес Первосвятительскую кафедру во Владимир после видения Божией Матери, Которая благословила его. Митрополит Максим, 22 года управлявший Русской Церковью, погребен в Успенском соборе.

XIV век
 В 1-й четверти XIV в. это был кафедральный собор русского государства. 
1325 – Митрополит Петр после 20-летнего пребывания на Владимирской кафедре, провидя будущее возвышение Москвы, перенес туда Первосвятительскую кафедру.
В 1340 г. были проведены ремонтные работы по кровле.
1352-1354 – на Владимирской кафедре в сане епископа пребывал будущий митрополит Киевский Алексий.
1380 - от стен Успенского собора напутствуемые молитвой уходили на Куликовскую битву дружины великого князя Дмитрия Донского.
1395 – Владимирская икона Божией Матери была перенесена в Москву для защиты от Тамерлана. С этого времени икона пребывает в Москве.

XVвек
1408 – повелением великого Московского князя Василия Дмитриевича во Владимир прибыли живописцы Андрей Рублев и Даниил Иконников (Черный), чтобы восстановить и обновить фрески Успенского собора.
В 1408 г. собор был расписан изографами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Преподобный Андрей Рублев написал около 20 икон для иконостаса Успенского собора.
1411г. - татарский царевич Талыч занял город и поджег его. Успенский собор лишился свих колоколов, расплавившихся от сильного огня.
До 1428 г. возведение на Великий московский стол совершалось во владимирском Успенском соборе, несмотря на то, что с 1328 г. столицей Русского государства стала Москва.
В 1470-х гг. митрополит Филипп избрал собор в качестве образца для постройки московского Успенского собора. 
В конце XV в. Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти построил по образцу владимирского московский Успенский собор в Кремле.

XVI век
1518 – в Москву из Владимира для реставрации были доставлены иконы Успенского собора. Через два года обновленные иконы были возвращены в соборный храм.
В 1536 г. собор вновь горел.

XVII век
1608 -  молитвенное заступление св. князя Глеба Владимирского чудотворца спасло от захвата город польско-литовскими войсками.
1645 – в Успенском соборе были обретены нетленные мощи св. благоверного князя Георгия.
 В начале XVII в. собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». К XVIII веку собор имел многочисленные трещины стен и арок.

XVIII век
1702 – было установлено общецерковное почитание св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского и его сына Глеба.
В начале XVIII в. в связи с канонизацией святых Андрея Боголюбского и его сына Глеба храм привлекает к себе внимание, правительство выделяет средства на его обновление. В 1708 г. стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас.
В 1708 г. собор ремонтировался – построены угловые контрофорсы, прорублены окна в алтаре, расширены окна на прочих фасадах. Эти переделки не столько укрепили, сколько ослабили здание.
1725-1734 гг. - капитальный ремонт собора.
В 1734 г. были закончены большие укрепительные работы под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей.
 В 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны вновь открыта епископская кафедра во Владимире. Успенский собор стал кафедральным.
1748-1757 – первый Владимирский епископ – архимандрит Рождественского монастыря Платон (Петрункевич).
1757-1762 - архиепископ Владимирской кафедры Антоний, прибывший в Россию в звании Каталикоса Грузинского.
1768 – в Успенском соборе устроены и освящены приделы в северной части во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя святого благоверного князя Глеба.
1767 – Владимир посетила императрица Екатерина II. Главный храм города находился в плачевном состоянии: потемнели иссеченные дождем и ветром стены, поржавела железная крыша и дождевая вода проникала внутрь храма, оставляя грязные следы на сводах, стенах, заливала алтарь. Пришел в ветхость старый рублевских времен иконостас.
1767 – Екатерина II выделила14 000 руб. на возобновление храма.
Восстановительные работы проводились восьмью артелями. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами.. Артель местных мастеров-маляров, набранная дьяконом Успенского собора Иваном Никитиным, выкрасила крыши собора, папертей и главу зеленой краской. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Епископ распорядился сделать новый иконостас. Служитель с. Богородского и домовой столяр Никита Серегин выбрали старый рублевской поры иконостас, который затем был продан в с. Васильевское Шуйского уезда.. Рублевские фрески были затерты известью при побелке.Подряд на сооружение нового иконостаса с двумя приделами, двумя балдахинами над мощами и над престольной сенью выполнили за 2000 руб. осташковские резчики из купеческого сословия Степан и Калистрат Бочкаревы. Контракт на золочение резьбы и покраску иконостаса выполнял казенный мастер Семен Золотов.
 В конце XVIII в. Устроен новый иконостас в 3 яруса с пышной золоченой резьбой  в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным и его помощниками. Иконостас типичный для XVIII века  находится в резком противоречии с характером древнего интерьера собора.
1771 – по случаю избавления жителей Владимира от моровой язвы было установлено совершать крестный ход с чудотворной Боголюбской иконой из Боголюбова монастыря в Успенский кафедральный собор.
25 мая 1774 г. обновленный Успенский собор освятил владимирский епископ Иероним (Формаковский; 1770-1783).
В 1776 г. устроена каменная соборная часовня.
До 1770-х гг. Успенский собор был холодным, в 1870-е гг. устроены калориферы.

XIX век
1800-1821 – на владимирской кафедре епископ Ксенофонт (Троепольский).
В 1806 г. колокольня XVII века была повреждена ударом молнии.
1810 -  построена колокольня с высоким золоченым шпилем, стоит на месте старой. Колокольня (архитектор Вершинский) стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные  - третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота со шпилем более 70 м.
1812 – из Москвы во владимирский Успенский собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. У стен Успенского собора владимирцы провожали своих земляков- ополченцев на борьбу с Наполеоном.
1850-1863 – епископ Владимирский Иустин (Михайлов).
1859 г. - первые попытки по раскрытию фресок были сделаны археологом Солнцевым. Он открыл фреску «Лоно Авраамово» и часть древних орнаментов.
1860 - построен Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней (проект губернского архитектора Н.А. Артлебена).
1862 – в колокольне устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В соборе в это же время деревянная лестница на хоры заменена на чугунную винтовую лестницу.
1863-1866 – епископ Феофан (Говоров), подвижник благочестия, одаренный проповедник, часто совершал богослужения в Успенском соборе.
1866-1878 – архиепископ Антоний (Павлинский). При нем вокруг Успенского собора соорудили ограду с железными решетками, а за оградой странноприимный дом.
1878-1892 – архиепископ Феогност (Лебедев).
В 1880 г. начались работы по реставрации собора местными силами.
 В 1882 г. под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И.Е. Забелиным. Работы по раскрытию фресок возложили на пользовавшегося большой известностью палехского иконника-реставратора Н.М. Сафонова. Ему удалось установить наличие композиции «Страшный суд святых» в арках и много других фрагментов. В это время были сделаны кальки и акварели со всех открытых стен, отмечены утраты, все это послужило исходным пунктом во время реставрационных работ 1918 г.
1882 – 1891 – обновлял росписи, расписывал собор, открыл фрески А.Рублева Николай Михайлович Софонов. 
В 1890-е гг. в соборе проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем. Заменена часть обветшавших резных камней. С запада был пристроен новый притвор.
1892-1904 – архиепископ Сергий (Спасский), видный богослов и агиограф, автор известного научного труда «Полный месяцеслов Востока» в двух томах. Погребен в 1904 г. в Успенском соборе.
29 сентября 1891 г. архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного Успенского кафедрального собора.

XX век
1904 – на древнюю Владимирскую кафедру назначен епископ Вятский и Слободской Никон, известен своей семилетней деятельностью в должности ректора Владимирской Духовной Семинарии.
1917-1922 – в соборе совершал богослужения митрополит Сергий (Страгородский), будущий Всероссийский патриарх.
1918 – Всероссийская реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря произвела расчистку фресковых росписей XII-XV веков от более поздних записей.
В феврале 1919 г. комиссия с участием врачей-экспертов вскрыла покоившиеся в Успенском соборе мощи святых князей-мучеников: Глеба, Георгия и Андрея Боголюбского, составлены акты вскрытия и осмотра.
26 января 1920 г. настоятель представил в уездногородской исполком «описи церковного соборного имущества и описи вещей, взятых из соборной ризницы на хранение во Владимирский исторический музей по особому на то распоряжению советской и церковной власти».
15 марта 1922 г. начальник милиции «произвел опечатку владимирского Успенского собора и поставил караул для охраны впредь до распоряжения председателя ГИК.
23 марта 1922 г. произошло изъятие ценностей из Успенского собора.
Весной 1923 года община вынуждена была оставить свой храм.
4 августа 1923 г. было описано имущество Георгиевского придела.
21 апреля 1924 г. был составлен акт, регулирующий отношения между музеем и общиной, 23 апреля заключен договор о передаче Успенского собора общине верующих (обновленческой) во главе с настоятелем собора протоиереем А.Е. Знаменским.
 В 1925 г. П.Д. Барановский производил осмотр собора, отметил неудовлетворительное состояние фресок (плесень, копоть).
 В 1927 г. собор был окончательно закрыт для богослужения, в соборе был организован церковный подотдел Владимирского исторического музея.
 В 1931 г. отмечено катастрофическое состояние фресок, утрачены металлические части ансамбля Успенского собора (переданы в лом 2 пушки, колокол, решетки из собора, колокольни, ограда, чугунные плиты собора).
В 1936 г. колокольню приспособили под парашютную вышку, в сентябре 1936 г. разобрана каменная лестница у западной стороны Успенского собора.
В 1938 г. в соборе создана антирелигиозная выставка.
1944 – при соборе возникла церковная община во главе с настоятелем собора священником Сергеем Фестинатовым, вернувшимся из заключения. Его трудами Успенский собор был открыт и торжественно освящен на праздник Благовещения – 7 апреля 1944 г. Отец Сергий принял монашество. 27 августа 1944 г. хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Успенский собор становится кафедральным собором Владимиро-Суздальской епархии.
1951-1954 – на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления
 В 1950-е, 1970-е гг. П.А. Некрасов занимался реставрацией живописи.
 В 1951 г. реконструировались каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было.
1917-1960 гг. в соборе было проведено 5 крупных реставрационных работ по отдельным объектам живописи и прикладного искусства.
 Сотрудниками Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской были проведены широкие комплексные исследования по состоянию фресковой живописи и иконостаса. Было расчищено, укреплено и воссоздано свыше 1300 кв.м. настенной живописи, полностью дополнены утраты в резьбе, проведено укрепление позолоты и подведение левкаса на иконостасе Андреевского придела, внутренние земляные работы по прокладке теплотрасс, вентиляционной системы и электрокабелей. Отремонтированы северный и центральный нефы собора. Работы проводились под контролем специальной государственной комиссии Министерства культуры РСФСР. Под руководством А.П. Некрасова реставрировали фрески И.И. Федотов, В.С. Степанова, В.Н. Лыткина. Были обнаружены фрагменты орнаментальной и сюжетной фресковой живописи 1161 и 1189 годов. Почти половина фресок Рублева была «погребена» под последующими обновлениями собора. По старым документам были определены места рублевских фресок, освобождены от наслоений веков «Сошествие святого духа», «Преображение», «Введение во храм», фрагмент «Отвержение даров», они занимают своды собора. Несмотря на огромный опыт реставраторов, происходят огромные ошибки. Они связаны с вмешательством в авторскую живопись и в конечном счете с ее искажением. Примером может послужить реставрация в знаменитой композиции «Страшный суд» Андрея Рублева, проводимая в 1981-1982 гг.
В 1958 г. реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.
1958 – по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей.
В 1960 г. в алтарной части собора были открыты новые фрески.
1974-1982 - проведена  последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в. вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры.
1983 – в Успенском соборе впервые по благословению Патриарха Пимена в праздник Владимирской иконы Божией Матери 6 июля совершено церковное торжество в честь собора Владимирских святых.
1988 – совершились церковные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси, которые возглавил Святейший и Блаженнейший Каталикос всей Грузии Илия II.
1989 – отмечалось 800-летие восстановления Успенского собора.
1990 – в Успенском соборе отмечались церковные торжества в честь 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской земли.
1990, ноябрь – в Успенском соборе была совершена хиротония во епископа Владимирского и Суздальского архимандрита Евлогия (Смирнова) Святейшим Патриархом Алексием II.
1991, 24-26 июля – в Успенском соборе находилась великая святыня Русской земли – мощи преподобного Серафима Саровского, перенесение которых совершалось из Москвы в Дивеево через древний град Владимир.
1992 – в Успенском соборе совершались церковные торжества, посвященные 600-летию блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского чудотворца.
1993, май – Успенский Собор посетил и молился в нем Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III.
 В 1994 г. группа 9 человек волгоградских верхолазов под руководством Александра Кузнецова проводила реставрационные работы на колокольне Успенского собора (штукатурка и побелка колокольни и фасада Георгиевского придела).

XXI век
2000 – установлен самый крупный трехтонный колокол, изготовлен в Борисоглебске Ярославской области.
2003 – этот колокол из-за плохого звучания заменен новым 3,5тонным, поднят специалистами ВЭМЗ. ВЭМЗ – один из активных дарителей при сборе народных пожертвований на отливку колокола (Андреева Р. У главного храма – новый колокол//Молва.2003.15 мая. С.2).

Особо почитаемые святыни Успенского собора – образы Божией Матери: Владимирская, Боголюбская и Максимовская.
В Успенском соборе нетленными мощами почивают угодники  Божии владимирские и всея Руси чудотворцы: святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (память 4/17 июля), святой благоверный князь Глеб (20 июня/3 июля), святой благоверный великий князь Георгий (4/17 февраля).
 
Некрополь
Во владимирском Успенском соборе находится самый древний русский некрополь – более 40 захоронений великих владимирских князей, их родственников, епископов. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши - аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом.

Захоронения князей
Глеб Андреевич  (ок.1155-1175) – святой русской православной церкви, князь, младший сын великого владимирского князя Андрея Боголюбского. Летописям неизвестен. Имя Глеба упоминается в списке с «росписи панихид» погребенным в Успенском соборе великим князьям и святителям, составленном в XVI в. «Житие» Глеба написано около 1702 г., не содержит фактов биографии. Канонизирован русской православной церковью в чине святого благоверного князя. День памяти 20 июня/3 июля. Согласно «Житию» Глеб отличался кротостью и благочестием, умер при неясных обстоятельствах 20 июня, за несколько дней до гибели отца, похоронен во Владимирском Успенском соборе. Не исключено, что Глеб – иноческое имя одного из других сыновей Андрея Боголюбского – по мнению Е.Е. Голубинского, автора книги «История канонизации святых в русской церкви», 1903 г. (Владимирская энциклопедия с.118).
Княгиня Агафья Всеволодовна (после 1180-7 (14). 2.1238, Владимир). Княгиня, жена князя Юрия Всеволодовича, дочь черниговского князя Всеволода Святославовича Чермного. Во время взятия Батыем г. Владимира княгиня Агафья с дочерью, снохами, внуками, священнослужители во главе с епископом Митрофаном, нашли последнее убежище на «восходных полатях» (хорах) Успенского собора, и все погибли в дыму и пламени.  Похоронена в Успенском соборе. Канонизирована в чине благоверной княгини. День памяти 7/20 февраля. (Владимирская энциклопедия, с.19-20)

Захоронения святителей
Симон (ок.1166-10.5.1226) – епископ Владимирский, писатель.
Был монахом Киево-Печерского монастыря, затем игуменом Рождественского монастыря во Владимире и духовником семьи князя Всеволода Большое Гнездо. В 1214 г. стал первым епископом новообразованной Владимирской епархии. В 1216 г. во время княжеских усобиц покинул кафедру и с семьей князя Юрия Всеволодовича уехал в г. Радилов (позднее г. Городец). В 1217 г. участвовал в переговорах Юрия о примирении со старшим братом Константином, после чего переехал с княжеским двором в Суздаль, доставшимся Юрию в удел. По инициативе Симона построены соборы Рождества Богородицы во Владимире      (1192-95), не сохранился и в Суздале (1222-25). Вошел в историю древнерусской литературы как один из авторов Киево-Печерского патерика, в котором ему принадлежит «Послание» к Поликарпу с приложением 9 рассказов о жизни Печерских иноков и «Повесть о создании Печерской церкви». Похоронен во Владимирском Успенском соборе. В XVII в. причислен к лику святых в чине святителя. День памяти 10/23 мая. (Владимирская энциклопедия, с.394).
Серапион (?-1275, Владимир) – епископ Владимирский, проповедник, писатель. Прибыл во Владимир в 1274 г. из Киева, был игуменом Печерского монастыря. Других летописных сведений о нем не сохранилось. Написал пять «Слов» или «Поучений». В трех из них он рисует картины монгольского нашествия, в двух – против остатков языческих обрядов на Руси. Несмотря на покаянные ноты, звучащие в «Словах», стремится разъяснить истинные причины постигших бедствий, указывая на княжеские междоусобицы. Отрывок из второго «Слова»: «Что скажем, что ответим? Страшно, дети, попасть под Божий гнев. Почему не думаем, что постигнет нас, в такой жизни пребывающих? Чего не навлекли на себя? Какой казни от Бога не восприняли? Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши?..». Похоронен во Владимирском Успенском соборе. Канонизирован в чине святителя, день памяти 12/25 июня. (Владимирская энциклопедия, с.389)
Максим (?-6.12.1305) – митрополит Киевский и Владимирский.
Родом грек. Возведен в митрополиты и прибыл на Русь в 1238 г. В 1285 г. совершил поездку по русским городам, посетив Владимир-на-Клязьме, Новгород, Псков, Галич и др. Возвел на владимирскую кафедру епископов Иакова (1288) и Симеона (1295). В 1299 г. перенес из Киева во Владимир митрополичью кафедру. В 1301 г. был в Константинополе на патриаршем Соборе. По возвращении на Русь получил в подарок от игумена Ратского монастыря на Волыни Петра (впоследствии митрополит) икону Богородицы, которую привез во Владимир (ныне в ВСМЗ). В правление митрополита Максима произошел раздел русской митрополии на несколько епархий. В 1304 г. при участии Максима разрешен конфликт между князьями Юрием Даниловичем и Михаилом Ярославичем из-за владимирского великокняжеского престола. Ярлык на княжение получил Михаил Ярославович. В составе Кормчих книг имеется «Правило» митрополита Максима, касающееся главным образом вопросов о постах и церковном браке.
Максим похоронен во Владимирском Успенском соборе. В память о нем один из приделов собора и привезена им икона, названы Максимовскими. Канонизирован в чине святителя, дни памяти 6(19 декабря). 13(26) августа. (Владимирская энциклопедия, с.278)
Павел (?-авг. 1769, Владимир) – епископ Владимирский и Муромский (1763-69).
В должности епископа уделял большое внимание искоренению злоупотреблений в жизни духовенства, улучшению его благосостояния, восстановления благочиния при богослужениях, ремонту и реставрации храмов. Особое внимание уделял кафедральному Успенскому собору, который к этому времени обветшал. Пожертвований на ремонт не хватало, помог случай. Когда по пути из Казани во Владимире остановилась Екатерина II, ее бывший духовник организовал торжественную встречу. Екатерина II заметила ветхость собора, вернувшись в столицу, распорядилась выдать на ремонт собора 14 тыс. руб. Собор был отремонтирован, поставлен новый иконостас, сохранившийся до настоящего времени. По завещанию Павла похоронен в Успенском соборе. (Владимирская энциклопедия, с.328)
Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) (14 9260.5.1861-28.5 (10.6.) 1908).
В 1891-98 – ректор Владимирской духовной семинарии. С 1904 г. – епископ Владимирский и Суздальский. Уделял большое внимание духовному образованию, заботился о семинарии, обратил внимание на бедствующее положение епархиального женского училища, при нем построено новое здание духовного училища. Никон пользовался широкой популярностью у горожан, обладал импозантной внешностью и хорошо поставленным голосом. В 1906 г. получил назначение архиепископом Катехинским и Карталинским, экзархом Грузии. В 1908 г. убит на пороге синодальной конторы в Тифлисе. По завещанию похоронен в Успенском соборе г. Владимира. (Владимирская энциклопедия, с.317)
Патрикий (?, Византия – 3.7.1411, Владимир) – священник, ключарь Успенского собора во Владимире. Грек, прибывший на Русь с митрополитом Фотием. Во время захвата г. Владимира Талычем погиб мученической смертью от рук татар, не открыв тайного места хранения соборных сокровищ. Канонизирован в чине священномученика, день памяти 3 (16) июля. (Владимирская энциклопедия, С.333.)
Виноградов Александр Иванович (24.6 (6.7.). 1834, г. Вязники – 31.5. (13.6.) 1908, г. Владимир) – протоиерей, краевед. Окончил Владимирскую семинарию (1854), служил священником в резервном егерском полку 7-й пехотной дивизии, расквартированной в Варшаве (с 1855), затем при храме г. Покрова, настоятелем собора в Киржаче (с 1870), ключарем (1880-90), с 1903 г. – настоятелем Успенского собора во Владимире. Состоял членом Совета Братства Александра Невского, ВУАК, Московского археологического общества и др., был законоучителем начальных школ, городских училищ, учительской семинарии. Автор «Воспоминаний» (Владимир, 1915) похоронен около Успенского собора  (Владимирская энциклопедия, С.95).

Создание сайта - Линкол

Владимирская Епархия